Управление Ростехнадзора по Калужской области

Главные проблемы института народовластия в переходный период
Главные проблемы института народовластия в переходный период

Переходное состояние государства, общества и правовой системы постсоветских стран существенно влияют на развитие демократических институтов. Однако некоторые формы народного волеизъявления, такие как всенародные обсуждения важнейших проектов законодательных актов, почти не применяются, что было правилом в советский период. -С введением пропорциональной системы выборов, причем не только на уровне парламентов, но и органов местного самоуправления, исчезают императивном мандате, а соответственно, и подотчетность депутатов перед населением, наказы избирателей. -Все это снижает потенциал народовластия, причем на разных уровнях социальной системы. -Поэтому сегодня нет оснований считать, что закрепление на конституционном уровне в государствах СНГ положение, что эти государства являются демократическими, означает, что потенциал власти народа существенно увеличился. -Это далеко не так. -Соответственно, многое надо сделать, чтобы реализация таких форм непосредственной демократии, как выборы, референдумы, всенародные обсуждения, происходившие в рамках законности, и чтобы воля народа была в основе государственных решений.

Есть потребность рассмотрения специфики переходного типа государства и права с точки зрения процесса реализации народовластия. -Считаем, что одной из особенностей переходного типа государства и права является органическое сочетание в их структуре элементов новизны и преемственности, нового и старого, разные темпы развития политических и экономических процессов и преобразований. -Практика постсоветских государств свидетельствует, что более интенсивно происходит развитие политико-правовых отношений: формируются десятки политических партий, фондов, ассоциаций- внедряется идеологическая и политическая многообразие- активно обновляется избирательное законодательство. -Изменяется и функциональная направленность государства, поскольку идет процесс демонтажа прежней государственной машины, и прежде всего силовых, контролирующих и надзорных структур- существенно меняется внутренняя и внешняя политика государства- внедряются новые политические ценности и приоритеты- законодательство, особенно в сфере избирательных и других политических прав граждан, ориентированное на международные и европейские стандарты. -Впрочем, экономические преобразования продолжаются медленнее, чем в политической сфере и политической инфраструктуре, что является негативным фактором для общества и государства и составляет преграду в установлении институтов народовластия. -В странах с устоявшимися демократическими традициями, развитой политической инфраструктурой, эффективной экономикой оптимально функционируют институты представительной и непосредственной демократии, учитывается общественное мнение при принятии важных государственных решений. -В Украине на апрель 2005 -Министерство юстиции зарегистрировало 126 политических партий, деятельность которых особенно активизируется в период перед выборами в Верховную Раду, в местные советы, и, как правило, резко снижается в послевыборный период.

В литературе есть разные взгляды относительно роли государства в общественных преобразованиях в переходные периоды.Считаем, что в такой период развития общества существенно повышается роль государства. -Причем она решает достаточно сложные и разносторонние проблемы не только о реформировании политических и экономических структур, но и поддерживает необходимость перемен в духовной жизни общества, в сфере международных, этнических, этических, идеологических и иных отношений, в формировании правовой базы организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, в определении идеологии государства.