Управление Ростехнадзора по Калужской области

Функционирование и развитие народовластия в государствах в условиях переходного этапа
Функционирование и развитие народовластия в государствах в условиях переходного этапа

В эти периоды особенно усиливается роль парламента, который формирует основы правовой системы нового государства. Например, Верховная Рада за период независимости Украины приняла более двух тысяч законов по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в том числе и избирательных прав граждан. -В некоторых странах нормирования избирательного процесса на переходном этапе было осуществлено главой государства, как это было сделано Указом Президента России Б.Н. Ельцина о формировании первого парламента Российской Федерации. -Одновременно в постсоветских странах усиливается роль парламентов в формировании законодательства по обеспечению народовластия. -Это достаточно позитивная тенденция.

Опыт постсоветских стран, в том числе и Украины, свидетельствует, что государство на переходном этапе выполняет два между собой взаимосвязанные задачи. -Первое - это реорганизация самого государственного механизма, в том числе изменение его сущности, содержания, структуры, форм и методов деятельности. -Практика доказывает, что этот процесс достаточно длительный и выходит за рамки переходного периода. -В частности, с избранием Президентом Украины В. А. Ющенко, а премьер-министром Ю.М. Тимошенко 2005 г. началась существенное изменение в работе центральных органов государственной власти, в формах и содержании, стиле их деятельности. -Вторая группа задач государства переходного периода связана с изменениями в обществе, экономике, созданием условий для эффективного функционирования институтов народовластия, прежде выборов и референдумов, определением ориентиров внутренней и внешней политики.

В переходные периоды существенно повышается роль народа, гражданского общества. -Именно украинского народа 1 декабря 1991 г. на всенародном референдуме поддержал Акт провозглашения независимости Украины, а в 2000 г. проголосовал за изменения в действующую Конституцию Украины. -Одновременно реализация такого основополагающего института народовластия как референдум должен осуществляться при наличии качественной законодательной базы и надлежащей организационной деятельности государственных институтов, что не всегда имеет место. -Об этом свидетельствует и то, что результаты проведенного 16 апреля 2000 референдума не были воплощены в конституционные предписания.

Актуальна проблема разграничения реформаторской деятельности в переходный период государства и народа, гражданского общества. -В этом случае мы, акцентируя внимание на роли государства, безусловно, понимаем, что народ является первоисточником власти, и именно он вправе решать концептуальные вопросы развития государства и общества, своего бытия. -В частности, согласно ст. -5 Конституции Украины только народ имеет право изменять конституционный строй. -Народный суверенитет является первичным относительно государственного суверенитета. -Вместе с этим, понятно, что институты непосредственного народовластия не заработают без материальной и организационной поддержки государственных институтов, качественного избирательного и референдумного законодательства. -Такова диалектика взаимосвязи институтов в механизме народовластия.

Существуют несколько подходов к определению места и роли государства в переходный период, разных взглядов относительно оптимального воздействия государственных институтов на социальные процессы, в том числе в сфере осуществления народовластия. -В такой период государство может быть: тоталитарным, тотально коррумпированной, либеральной, социал-демократической. -Если государство рассматривают как всеобъемлющий феномен и она вмешивается во все сферы общественной жизни, прежде всего за счет всеобъемлющего правового регулирования и тотального контроля в отношении структур гражданского общества, человека и гражданина, то это государство тоталитарное и она не может обеспечить оптимального функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. -Если же государство тотально коррумпирована, то усилия органов государственной власти в ней направлены на реальное обеспечение прав и свобод нескольких процентов населения, недопущение в коем случае ни реприватизации, ни национализации собственности народа, которая была в свое время незаконно за бесценок "-прихватизированные"-. -Для этого разрабатывается и идеологическое обоснование.