Управление Ростехнадзора по Калужской области

Хозяйственные суды vs. административные
Хозяйственные суды vs. административные

Несмотря на принятие более года назад Кодекса административного судопроизводства, становления административной юстиции в Украине происходит с большими препятствиями. Государство не обеспечило условия, чтобы местные и апелляционные административные суды начали свою работу. В большинстве этих судов не сформирован достаточного штата судей, отсутствуют помещения, не назначены председатели судов.

Остается актуальной и проблема разграничения компетенции судов. Она имеет объективный характер, что по-вязаные со специализацией судов. Похожие проблемы периодически втыкают по разграничению юрисдикции общих и хозяйственных судов. Обычно они не требуют законодательного вмешательства и успешно решаются путем наработки соответствующей судебной практики, деятельностью судов высших инстанций, ведением судам низшего уровня.

Восстановление дискуссии

Якобы для решения проблемы разграничения юрисдикции между административными и хозяйственными судами в парламент подан законопроект "-О внесении изменений и дополнений в Кодекс административного судопроизводства Украины и Хозяйственный процессуальный кодекс Украины относительно разграничения компетенции административных и хозяйственных судов "-(№ 2146 от 12 сентября 2006 года). Согласно проекту публично-правовые споры, в которых хотя бы одной из сторон является субъект хозяйственной деятельности, суды будут рассматривать по правилам хозяйственного судопроизводства. Сегодня эти дела, как и другие публично-правовые споры, суды решают по правилам административного судопроизводства.

Однако в законопроекте действительности речь идет лишь о смене юрисдикции для определенной части дел, а не разграничения компетенции административных и хозяйственных судов. Ведь разграничение предусматривает введение дополнительных критериев или конкретизацию перечня дел, что давало бы возможность однозначно определить компетентный суд для рассмотрения дела. То есть на самом деле целью проекта является возвращение хозяйственным судам той части дел, которую они не хотят терять, и сохранение за административными судами только споров между гражданами и административными органами.

Внесение этого законопроекта - это, по сути, попытка реанимировать дискуссию, которая состоялась в парламенте прошлого созыва перед принятием Кодекса административного судопроизводства. Тогда представители хозяйственных судов настаивали, чтобы в компетенции хозяйственных судов остались споры, возникающие в сфере контроля за хозяйственной деятельностью, в частности налоговые споры. Но парламент не поддержал это предложение, поскольку определяющей характеристикой административных дел является не то, чьи права в них возбуждено - обычного физического лица или предприятия, а то, кем и при каких условиях они нарушены - административным органом при осуществлении им властных полномочий. Так все административные споры, в том числе с участием юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, отнесли к юрисдикции административных судов. Хотя временно, до создания местных и апелляционных административных судов, споры между органами власти и субъектами хозяйствования рассматривают хозяйственные суды, но по правилам административного судопроизводства.