Управление Ростехнадзора по Калужской области

Хозяйственные суды vs. административные - достоинства и недостатки. Часть вторая
Хозяйственные суды vs. административные - достоинства и недостатки. Часть вторая

Преимущества и недостатки

Правила хозяйственного судопроизводства не адаптированные специально к решению споров с государственными органами или органами местного самоуправления и более рассчитаны на решение частноправовых споров. Например, правила административного судопроизводства предусматривают особые критерии для оценки решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий- невысокий размер судебного сбора (государственной пошлины) за обращение в суд- обязанность субъекта властных полномочий доказывать правомерность своих решений, действий или бездействия - инициативность суда в выяснении обстоятельств по делу- освобождение от уплаты судебных расходов в пользу субъекта властных полномочий по делам по иску субъекта властных полномочий и т.д.. Подобные правила отсутствуют в Хозяйственном процессуальном кодексе.

Внедрение идеи проекта приведет к неравенству физических лиц, с одной стороны, и юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (субъектов хозяйственной деятельности), с другой стороны, в процессуальных возможностях по защите их прав в публично-правовых спорах с государственными органами и органами местного самоуправления. Так, например, в случае обжалования индивидуального правового акта физические лица смогут обратиться с иском в суд по месту своего жительства, а субъекты хозяйственной деятельности вынуждены будут обращаться по местонахождению ответчика. Сегодня же и физические, и юридические лица обращаются с иском в таких делах в суд по месту своего жительства (нахождения).

Таким образом, отнесение к хозяйственной юрисдикции споров между субъектами властных полномочий и субъектами хозяйственной деятельности лишит последних эффективных средств, предусмотренных в административном судопроизводстве для защиты их прав.

Вместе воплощение предложения законопроекта в жизнь может привести к ситуации, когда один и тот же спор рассматривать различные суды и по разным правилам судопроизводства: по иску физического лица - по правилам административного судопроизводства, а юридического лица - по правилам хозяйственного судопроизводства . Ведь часто подзаконные акты, в частности решение о строительстве, регистрации различных имущественных прав, прав интеллектуальной собственности и т.д., касающихся прав и интересов и физических, и юридических лиц. Это приведет к принятию различных судебных решений по одному и тому же спору.

Такая возможность может быть использована недобросовестными участниками спора (путем инициирования исков от различных лиц - юридического и физического). Подобная ситуация сложилась в делах, связанных с корпоративными отношениями, - когда один и тот же спор решают разные суды - хозяйственные и общие - по искам, соответственно, хозяйственного общества и участников этого общества - физических лиц.