Управление Ростехнадзора по Калужской области

Компетенция председателя суда. Часть четвертая
Компетенция председателя суда. Часть четвертая

Остается нерешенным и вопрос определения сложности судебного дела работником аппарата - ведь он будет вынужден по этому поводу обращаться к председателю суда и последний это решать.

Компетенция председателя суда

Законодателю при решении компетенции судебного администратора следует в первую очередь определиться с тем, есть ли председатель суда только администратором, или одновременно и процессуальной лицом. Поэтому, как иначе понимать право на решение отвода председателем суда в уголовном процессе, передачи дела из одного суда в другой и т.д..

Во вторую очередь следует определиться, должен ли судья при исполнении обязанностей председателя суда рассматривать дела и если рассматривать, то какие именно?

Классический вариант - это увольнение председателя суда от рассмотрения судебных дел (и мы увидели бы, насколько уменьшится претендентов на должность судебного администратора). Однако следует быть реалистами. Понятно, что никто не пойдет за сегодняшнего положения вещей в украинском судопроизводстве на такой шаг, то есть не уволит почти 700 судей от рассмотрения дел.

Справедливо ставя требования к председателям местных судов об улучшении работы, необходимо обратить внимание на то, имеют ли они реальный механизм и правовые рычаги для обеспечения нормальной организации работы суда.

Суть проблемы правого статуса председателя местного суда состоит в том, что, много говоря о независимости суда, мы имеем на сегодня картину, где глава местного суда практически зависим той или иной степени от вышестоящих судов (ведь не секрет, что при сегодняшнем нагрузке местных судов и изменении законодательства можно отменить практически каждый второй приговор или решение), от судебной администрации (в вопросе материально-технического обеспечения), от органов судейского самоуправления (в вопросе организационного контроля), от законодательной и исполнительной власти (в вопросе назначения и избрания ). Не говоря уже о ряде общественных организаций, которые также в определенной степени пытаются контролировать суд.

Одновременно голову местного суда нельзя назвать и полноценным администратором. В частности, хотя п. 7 ст.130 Закона "-О судоустройстве Украины"- и предусмотрено, что суды являются юридическими лицами, имеют печать, самостоятельный баланс и счета в учреждениях банка, однако в отношении местных судов эта норма уже пятый год не выполняется. Таким образом, председателю суда как полу-администратору трудно обеспечить полноценное функционирование возглавляемого им судебного учреждения и поэтому вывод однозначен: улучшение работы судов возможно при наличии порядочного, принципиального и грамотного судебного администратора с предоставлением ему соответствующих полномочий, а не декларативных заявлений.