Управление Ростехнадзора по Калужской области

Кем должен быть председатель суда? Часть вторая
Кем должен быть председатель суда? Часть вторая

Сужение полномочий

Вместе с тем тенденция на сужение полномочий судебных администраторов продолжает иметь место как в законотворческой, так и в нормативно-правовой деятельности. Основными причинами чрезвычайно активных дискуссий среди юристов-ученых и практиков относительно деятельности председателей местных судов есть две надуманные проблемы - кто должен назначать судей на административные должности председателей и должен председатель суда проводить распределение дел, поступающих, среди судей подчиненного суда?

Эти проблемы в определенной степени напоминают недавние тенденции, когда отдельные должностные лица, насмотревшись за рубежом на клетки для подсудимых и не задумываясь над тем, что суды находятся в старых развалившихся помещениях, давали команду на немедленное установление их в украинских судах. Хотя эти клетки иногда были крупнее сами залы судебных заседаний. При этом никто не считался с тем, что в большинстве судов такой демократической страны как, например, США клетки для подсудимых отсутствуют.

Аналогично, ознакомившись с организацией работы зарубежных судебных органов, при этом глубоко не вникая в суть их организации и функционирования, где судебный администратор имеет совершенно иной статус, в частности не выполняет одновременно функции судьи, горячие головы предлагают нам также сузить полномочия главы местного суда со статусом английской королевы.

Определенные последствия такого сужения полномочий общество уже почувствовало - это значительный рост волокиты в рассмотрении судебных дел, все более частыми становятся случаи несвоевременного вынесения судебных решений судей, нарушение трудовой и исполнительной дисциплины и т.д..

На сегодня согласно ст. 20 Закона председатели местных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда на основании рекомендации Совета судей. При этом согласно ст. 28 Закона предложения Председателю Верховного Суда по кандидатурам для назначения на должности председателей местных судов вносит председатель апелляционного суда. Считаю, такой порядок позволяет каждому заинтересованному должностному лицу и органа принять определенное участие в назначении председателя местного суда. Однако, по моему мнению, сейчас более актуальным является не то, кто будет назначать или избирать председателей местных судов, а что и как они должны делать как судебные администраторы.

Очередность передачи дел

Положив на председателей местных судов обязанность осуществлять организационное руководство деятельностью суда, законодатель по-разному видит формы его осуществления в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве.

Основными причинами такого разнообразного подхода является отсутствие четкого разграничения вопросов организации работы суда и проблем судопроизводства или судебного процесса.