Управление Ростехнадзора по Калужской области

Коммунальное управление: признаки, принципы, понятия. Часть четвертая

Полномочия исполнительных органов

Полномочия исполнительных органов местных советов в перечисленных социальных отраслях (сферах) реализуются посредством осуществления функций коммунального управления, которые в некоторых случаях должны обеспечивать полную властно-управленческий цикл (например, в сфере предоставления коммунальных услуг), а в отдельных отраслях, преимущественно охватываются государственно - управленческой деятельностью, обеспечивают реализацию достаточно ограниченного круга общественных потребностей и интересов (например, полномочия в области оборонной работы или внешнеэкономической деятельности).

Кроме того, в рамках выполнения функций коммунального управления воплощается в жизнь так называемые делегированные полномочия - полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законом (ст. 1 базового закона). Например, по осуществлению в установленном порядке государственной регистрации предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на соответствующей территории, а также регистрация в установленном порядке местных объединений граждан, органов территориальной самоорганизации населения, которые создаются и действуют в соответствии с законодательством (пп. 6 и 7 статьи 38 базового закона).

Шестая признак раскрывает положение о том, что функции коммунального управления осуществляются на основании утвержденных соответствующими советами программ социально-экономического и культурного развития сел, поселков, городов и целевых программ по другим вопросам самоуправления. Данная характерная черта касается проблемы стратегии выполнения коммунально-управленческой деятельности, которая должна формироваться и выполняться органами власти, которые олицетворяют в себе однородную и ответственную политическую силу, представителям которой (председателю и депутатам) жители соответствующего села, поселка, города делегировали на определенное законом время право на воплощение в жизнь их потребностей и интересов на местном властном уровне, через выполнение функций коммунального управления. По логике данного признака действия властных исполнительных структур органов местного самоуправления должны быть прозрачными, прогнозируемыми и направляться на достижение желаемых социальных результатов, получение которых предусмотрено положениями соответствующих программных документов.

Седьмая признак характеризует особенность нормативной базы осуществления функций коммунального управления, ее составляют нормы статей главы 11 Основного Закона Украины, законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О столице Украины - место-герое Киеве», «О службе в органах местного самоуправления »91, « О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности » и др. Среди правовых норм, составляющих нормативная база коммунального управления, преобладают нормы административного права- также достаточно распространены нормы других «управленческих» отраслей права (финансового, земельного права).

Следующий, третий аспект алгоритма нашего исследования посвящен принципам коммунального управления. Систему этих начал, как и в условиях осуществления государственного управления, образуют три группы, аккумулирующие в себе конституционные нормы-принципы, общие принципы властно-управленческой деятельности, а также отдельные законодательно определены принципы местного самоуправления. Первую группу составляют социально-политические основополагающие начала - демократизм, народовластие, законность, гласность, равноправие граждан и др. Вторую группу представляют принципы построения аппарата коммунального управления, это, прежде всего территориальный принцип, а также отраслевой и функциональный принципы. Третья группа краеугольных начал образуют принципы функционирования аппарата коммунального управления - коллегиальность, сочетание местных и государственных интересов, подотчетность и ответственность перед территориальными общинами, нормативность и др.

Рассмотрев основные аспекты, которые идентифицируют коммунальное управление как отдельный вид властно-управленческой деятельности, а именно - признаки и систему его принципов, под коммунальным управлением предлагается понимать универсальный, негосударственный разновидность властно-управленческой деятельности, имеющей подзаконный характер и осуществляется в пределах местного властного уровня уполномоченными на то компетентными субъектами органов местного самоуправления в соответствии с утвержденными программами социально-экономического развития определенного села, поселка или города с целью обеспечения полной, всесторонней и своевременной реализации потребностей и интересов территориальной общины, которые имеют или должны иметь соответствующую нормативно-правовую регламентацию.

Подытоживая, необходимо отметить, что коммунальное управление по сравнению с государственным управлением является более демократичным видом властно-управленческой деятельности. Оно максимально приближает власть к нуждам рядовых представителей территориальной общины, обеспечивая тем самым существование крепкого обратной связи между ними. Дальнейшее исследование вопросов коммунального управления имеет значительные перспективы, поскольку непосредственно касается процессов становления такого важного властного института как местное самоуправление, а также (что не менее важно) помогает получить полную, конкретизированную представление о состоянии воплощения в жизнь на местном властном уровне многочисленных групп общественных нужд и интересов, составляющих содержание объекта административного права.