Управление Ростехнадзора по Калужской области

Принципы и понятия коммунального управления. Часть третья

Принципы и понятия коммунального управления

Этот перечень не является исчерпывающим и его продолжение будет последующей аргументацией родства указанных выше видов властно-управленческой деятельности. Правильно отмечается И. Голосниченка, что как государственному управлению, так и управлению со стороны органов местного самоуправления характерны, как публичность, определенность в законе границ деятельности. Эти виды управления отличаются друг от друга по субъектам и характером источников их регулирования. В то же время они касаются интересов граждан, направленных на реализацию и защиту их прав и свобод, создание условий для выполнения ими своих обязанностей.

Впрочем, для коммунального управления и государственного управления также присущи отдельные, характерные только для них черты. Первой такой чертой коммунального управления является то, что оно - негосударственный разновидность властно-управленческой деятельности. Данная черта раскрывает негосударственный и одновременно властный его характер. По смыслу ст. 5 Конституции Украины органы местного самоуправления (в том числе их исполнительные структуры, наделенные коммунально-управленческой компетенцией) не входят в систему государственной власти, хотя это и не означает их полной автономности от государства, государственной власти. Взаимосвязь местного самоуправления с государством достаточно тесный и находит свое выражение в том, что, во-первых, и местное самоуправление, и государственная власть имеют единственный источник - народ (ч. 1 статьи 5 Конституции Украины), во-вторых, органам местного самоуправления могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти (ст. 143 Конституции Украины) и состояние их реализации контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Особая роль местного самоуправления в политической системе позволяет характеризовать его как самостоятельную (наряду с государственной властью) форму публичной власти - публичную власть территориальной общины, которая выполняет представительские и исполнительные властные функции. Именно осуществление властно-управленческих функций исполнительными структурами органов местного самоуправления является первым признаком коммунального управления.

Вторая характерная черта состоит в том, что коммунальное управление - в частности и местное самоуправление - вообще базируются на отдельной форме собственности - коммунальной собственности, основу которой согласно ч. 1 ст. 142 Основного Закона Украины составляет движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы. Наличие коммунальной собственности в условиях ее рационального и эффективного использования позволяет добиться должного уровня экономического развития на самоуправляющиеся территории. Для этого исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в соответствии со ст. 29 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее - «базовый закон») осуществляют широкие полномочия по управлению коммунальной собственностью.

Третья черта коммунального управления касается масштабов выполнения его функций. За этой чертой границы коммунального управления определяются границами села, нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину, или границами соответствующего поселка или города, жители которого составляют территориальную общину (чч. 1 и 2 статьи 6 базового закона). Этот признак подчеркивает локальность коммунального управления, которое осуществляется отдельно на каждом самоуправляющиеся территории, что способствует уне-можливленню произвольному вмешательству во властно-управленческую деятельность одной территориальной общины другой.

Четвертая черта коммунального управления характеризует систему властных субъектов, осуществляющих его функции. К ним, прежде всего, следует отнести сельского, поселкового, городского председателя и исполнительные органы соответствующих советов. Сельский, поселковый, городской председатель является главным должностным лицом территориальной общины села (добровольного объединения в одну территориальную громаду жителей нескольких сел), поселка, города, он возглавляет исполнительный комитет соответствующего совета и председательствует на его заседаниях (ч. 1 и ч. 2 статьи 12 базового закона). Исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы (ч. 1 статьи 11 базового закона). Кроме исполнительных органов местных советов, полномочиями по осуществлению функций коммунального управления наделяются различные коммунальные учреждения, организации и предприятия (например, жилищно-эксплуатационные конторы, коммунальные учреждения образования, здравоохранения и др.).

Пятая черта коммунального управления касается объемов властных полномочий, которые выполняются в рамках этого вида властной деятельности. Работа структур наделенных коммунально-управленческой компетенцией, имеет законодательно определенный характер и касается подавляющего большинства сфер социальной жизни. Это прежде области социально-экономического и культурного развития, бюджета, финансов и цен- коммунальной собственности- жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи- строительства- образования, здравоохранения, физкультуры и спорта- регулирования земельных отношений и охраны окружающей среды, социальной защиты населения и другие полномочия, зафиксированные в нормах статей главы 2 базового закона.