Управление Ростехнадзора по Калужской области

Коммунальное управление: признаки, принципы, понятия

Коммунальное управление

Сознательный и бесповоротный выбор на построение в Украине цивилизованного демократического общества и осуществление шагов в сторону единого Европейского дома вызвали кардинальные изменения в организации и осуществлении властной деятельности в нашей стране. С принятием 28 июня 1996 нового Основного Закона государство утратило монополию на осуществление властной деятельности. На местном и региональном властных уровнях наряду с государственными институтами начали функционировать новые властные структуры - органы местного самоуправления.

Согласно части первой ст. 140 Конституции Украины местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление как основа конституционного строя выступает одним из важнейших принципов организации и функционирования власти в обществе и государстве и является необходимым атрибутом любого демократического строя. В ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления провозглашается: «Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».

Впервые в Украине принцип признания местного самоуправления на конституционном уровне было закреплено еще в Конституции гетмана П. Орлика - 1710 p., а позже в Конституции УНР 1918 p., положение которых так и не были реализованы. В советское время этот принцип решительно отрицался, он противоречил централизованному характеру советского государства.

Как новый, а точнее - возрожденный властный институт местное самоуправление характеризуется представительным и исполнительным направлениям властной деятельности. Первый - представительный, связанный с организацией соответствующих местных советов. Второй - с управленческой деятельностью исполнительных комитетов указанных советов и сельских, поселковых и городских председателей, которые возглавляют эти исполнительные структуры.

Представляя один из важнейших институтов социальной жизни, местное самоуправление представляет собой сложную систему общественных отношений экономического, социально-культурного, организационного и финансового характера.

Введение в Украине основ местного самоуправления не только обогатило предмет конституционного права, но и существенно способствовало изменениям структурного построения предмета административно-правовой отрасли, содержание которого пополнился управленческими отношениями, возникающими при участии органов местного самоуправления. Осознавая то, что такой тезис может вызвать возражения со стороны сторонников муниципального права, считаем необходимым обратиться к изложенной по этому поводу позиции В. Аверьянова, который справедливо замечает, что действительно, абсолютное большинство общественных отношений в местном самоуправлении находится в сфере регулирования муниципального права. Однако дело заключается именно в том, что когда административное право - собственно отрасль права, то муниципальное право - это комплексная отрасль законодательства, но не собственно отрасль права. Ведь нормы, содержащиеся в актах муниципального права (как отрасли законодательства), по своей природе органически принадлежащих к различным отраслям права. Например: нормы по вопросам проведения выборов и референдумов - это конституционное право, по вопросам управления, т. е. деятельности исполнительных органов, - это административное право, по вопросам финансирования - это финансовое право, по вопросам так называемой муниципальной службы - это административное и трудовое право и т. д.

Исходя из этого, нет никаких оснований отрицать принадлежность управленческих отношений в связи с реализацией исполнительной власти в местном самоуправлении к предмету административного права на основе противопоставления ему иной отрасли - муниципального «права» (а по сути - «законодательства»).

Такие существенные изменения в теоретических основах административного права Украины обусловлены не столько самим фактом введения в нашем государстве местного самоуправления, а прежде осуществлением определенными структурами этих органов исполнительно-распорядительных функций, которые, по моему мнению, нужно рассматривать в рамках отдельной разновидности властно-управленческой деятельности.


У вас есть ребенок? Выгодно купить или продать детские горшки для мальчиков можно на сайте irr.ru. Зачем переплачивать, если можно купить вполне пригодную недорогую вещь?