Управление Ростехнадзора по Калужской области

Гарантии обеспечения статуса народного депутата Украины. Часть третья

Депутатский иммунитет

Депутатский иммунитет предусматривает, что народные депутаты Украины пользуются защитой парламента от ареста и других принудительных действий, которые могут ограничивать их личные права и свободы, а также от преследования на основании признания его обвиняемым по уголовному делу. Вместе с тем это не означает, что народный депутат Украины не подлежит уголовной ответственности. Конституция Украины установила лишь дополнительный механизм проверки законности и обоснованности привлечения народного депутата Украины к уголовной ответственности, а также применения к нему задержания или ареста.

Конституционный Суд Украины в решении от 27 октября 1999 по делу по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений части третьей ст. 80 Конституции Украины (дело о депутатской неприкосновенности), на наш взгляд, достаточно четко установил, что «депутатская неприкосновенность является важной конституционной гарантией, которая имеет целевое назначение - обеспечение беспрепятственного и эффективного осуществления народным депутатом Украины своих полномочий». Депутатский иммунитет предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности, задержания или ареста народного депутата Украины. В частности, он не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован (часть третья статьи 80 Конституции Украины). Конституционный Суд Украины в приведенном решении определил, что согласие Верховной Рады Украины на привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности должно быть получено до предъявления ему обвинения в совершении преступления в соответствии с действующим Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Депутатская неприкосновенность распространяется на народного депутата Украины с момента признания его избранным по решению соответствующей избирательной комиссии и до момента прекращения полномочий народного депутата Украины.

Не все вопросы, связанные с обеспечением депутатской неприкосновенности, на сегодня окончательно выясненные. Так, остается дискуссионным возможность применения к народному депутату Украины компетентными государственными органами таких мер административного принуждения, как задержание и арест. В частности, часть третья ст. 80 Конституции Украины предусматривает, что народный депутат Украины не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины. Это правило закреплено и в части первой ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины». В то же время ст. 259 Кодекса Украины об административных правонарушениях устанавливает, что с целью составления протокола об административном правонарушении, когда составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или в подразделение Пограничных войск Украины, штаба общественного пункта по охране общественного порядка. Статьи 260-263 КоАП Украины определяют право работников милиции осуществить административное задержание гражданина, если исчерпаны все другие меры пресечения административного, правонарушения, отсутствуют сведения о его личности. Необходимо составить протокол об административном правонарушении или обеспечить своевременное рассмотрение дела и исполнения вынесенного постановления. Соответствующие нормы есть и в Законе Украины «О милиции». Так, пункт 5 ст. 11 этого закона также дает право работнику милиции задержать правонарушителя и держать его в специально отведенных помещениях. При этом каких-либо исключений в отношении народных депутатов Украины этими актами не делается.

Обозначенная проблема в ноябре 2002 г. стала предметом представления Министерства внутренних дел Украины в Конституционный Суд Украины. По мнению МВД Украины, содержание ст. 80 Конституции Украины позволяет сотрудникам милиции задержать народного депутата Украины при совершении административного правонарушения для составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела по существу, если эти вопросы не могут быть решены на месте, - на срок до трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - на срок до трех суток с уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента задержания.

На наш взгляд, позиция Министерства внутренних дел Украины является неубедительной. В соответствии с существующими правовыми принципами применению подлежит более новый нормативно-правовой акт. Кодекс Украины об административных правонарушениях были приняты в 1984 p., а Закон Украины «О милиции» - в 1991 г. При этом объем полномочий работников милиции согласно указанным законодательными актами после принятия Конституции Украины 1996 г. не изменился. Согласно части второй ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», которая действует в редакции Закона Украины от 22.03.2001 г. № 2328-иы, задержание народного депутата Украины и применения к нему других мер принуждения, которые могут ограничить его права и свободы, допускается только в случае, если Верховная Рада Украины дано согласие на привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности.

Таким образом, народный депутат Украины не может быть задержан в административном порядке за совершение административного правонарушения до тех пор, пока Верховная Рада Украины не дала согласие на привлечение его к уголовной ответственности. В противном случае это средство может быть активно использован для срыва принятия Верховной Радой Украины важных общегосударственных решений, когда не будет набрано достаточное количество голосов народных депутатов Украины за того, что отдельные из них по дороге в Верховную Раду Украины задержали за мелкое правонарушение, круг которых немалым и разноплановым (например, переход улицы не в установленном месте и т. п.).

По вопросу о возможности применения к народному депутату Украины административного ареста как одного из видов административных взысканий, то в этом случае следует применять, считаю, непосредственно положения части третьей ст. 80 Конституции Украины, согласно которым народный депутат Украины не может быть арестован без согласия Верховной Рады Украины.

Таким образом, вопрос гарантированности деятельности народных депутатов Украины содержат на сегодня немало правовых проблем, требующих решения в соответствии с требованиями современной конституционной теории и практики.