Управление Ростехнадзора по Калужской области

Выработать коллективную линию Верховной Рады Украины. Часть четвертая

Разновидность «общественного договора»

Сейчас сложился очень опасная разновидность «общественного договора» - взаимная имитация взаимной лояльности при ее отсутствии между людьми и государством. А фактически подошли к «порогу непреодолимого непонимания». И не в смысле отрицания независимости, а неприятие представителей всех ветвей власти, которые действуют в целом неадекватно вызовам времени.

Если не осознаем свою ответственность за такое положение вещей, то это будет означать, что у нас нет ответственности вообще. Как и понимание того, что отождествление государства с властью углубляет негативный имидж Украины.

Поэтому к центральным задачам Верховной Рады следует отнести решения и практические меры в направлении развития гражданского общества, наполнения реальным содержанием краеугольных положений Конституции, что народ является «носителем суверенитета и единственным источником власти» и «осуществляет власть непосредственно».

Государство должно быть лишено регулирующих и надзорных функций в сферах, где общество способно на самоуправление. Пока ее современная конструкция воспринимает гражданское общество как вызов и опасность для себя. Хотя наличие его, кроме всего прочего, является условием утверждения самого государства.

В числе и потому, что в переходных государствах одной из важнейших функций гражданского общества является содержание социальных конфликтов в цивилизованных рамках.

Что нужно было бы делать в этой связи?

Во-первых, значительно усилить мобилизацию и ответственность власти, начать диалог, который пока имитируется обеими сторонами (так же, как и деятельность многих институтов гражданского общества), пробудить интерес людей к общественным процессам, втянуть их в них, восстановить влияние и влияние общественной мысли.

Поднять уровень дискуссий, вернуть к активной общественно-политической жизни интеллигенцию, которая фактически с него вытеснен и стоит в стороне. Подтверждая тем самым известный тезис: бороться за свободу вообще значительно проще и «престижнее», чем за свободу практического созидания.

Кардинально усилить внимание к образованию, науки и культуры, нынешнее состояние которых выписывает нам перспективу скорой деинтеллектуализации общества.

Наконец, состояние интеллекта в Украину уже заметно отражают процессы в средствах массовой информации, сфере культуры, повседневной жизни и в отношении к языку.

Отнюдь не способствуют подъему политической, а следовательно и полемической культуры общества социальные, политические и масс-медийные противостояния. Нельзя считать приемлемым (не говорю уже - цивилизованным) положение, когда позиция теле-радиоканалу или газеты - это очередная указание той или иной группировки. От такого рода кампаний и проработок веет грязью, приправленной цинизмом, наглостью и вседозволенностью образца печально 30-х годов.

Хотя они явно «выпадают» из общего ряда всех других СМИ, которые, отвергая предложения по покровительства, отчаянно отстаивают свободу слова и журналистской независимости.

Мы же не можем принять более-менее адекватного решения, чтобы поставить хоть какой заслон этому. А как же собираемся защищать общественные интересы, обеспечивать прозрачность и объективность, реально гарантировать независимость средств массовой информации, свободу слова?

Давайте отойдем от потребительского отношения к демократии, давайте перестанем предпочитать лозунгам над принципами, выгоде над этикой, выдавать уступчивость за политический расчет.

И, во-вторых, - это неотложная потребность преодоления разрыва между людьми и обществом, с одной стороны- партийными структурами и политической элитой - с другой. Вообще их незрелость, расколотость, оторванность от реальных общественных потребностей очевидны.

Да и иначе быть не может, когда определенная прослойка живет по своим законам, ввел в употребление свое понимание чести и совести, даже учебные заведения для своих детей. Когда такая черта украинского характера, как семейственность, искажена до уровня клановости, которая словно раковая опухоль поражает весь украинский организм. Когда на фоне общей бедности имеем своих представителей среди богатейших людей Европы, но они не спешат стать нормальными европейскими капиталистами, инвестировать в национальную экономику. Когда отношения строятся на феодальных принципах «патрон-клиент», личной преданности, семейственности, землячества. Когда современная политическая элита - это преимущественно закрытый клуб, ротация в которой происходит преимущественно по принципу «киевоцентризма», когда доминируют современные олигархи - во власти и в оппозиции. Когда большинство новейших партий - конечно, парламентские я не имею в виду - это некие политические «культуристы», виртуальные структуры с «приписанными» к ним людьми, преимущественно по цеховому признаку, и тонкой прослойкой мигрирующих активистов, для которых «участие» в партиях - профессия, заработок.

В значительной мере все это можно снять, приняв цивилизованный закон о выборах - в Верховную Раду и местного самоуправления. Подчеркну: цивилизованный.

Такой, который бы не законсервировал нынешний статус-кво, не дал индульгенцию на бессрочную присутствие во власти одним и тем же лицам, а подтолкнул, цивилизованно подтолкнул политическое структурирование, развитие политической системы страны, возбудил общественную активность людей, чтоб политика творилась общественностью и для Украинская общественности.

Иначе будем и дальше продолжать иронизировать над собой словам В. Самойленко:

«Каждая печь украинских - Крепость прочная, Там на чатах лежат патриоты ».

Иначе будем и дальше высасывать, изнурять себя констатациями и разговорами, напоминая мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не могут взлететь.

Нынешнюю сессию выделять и количество предлагаемых к рассмотрению на ней законопроектов - почти 900. То есть больше 20 на пленарный день. Около трети из них приходится на два комитета - по вопросам финансов и банковской деятельности и по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций.

Ввиду такой массив, нам нужно вместе с Кабинетом Министров выделить системные и базовые законопроекты, обеспечить их подготовку, согласование, прохождение через парламент на всех этапах - вплоть до подписания Президентом Украины - в режиме «зеленой улицы».

Этого требует и то обстоятельство, что 28 законов, принятых на третьей сессии, или каждый десятый, заветирован главой государства.