Управление Ростехнадзора по Калужской области

Выработать коллективную линию Верховной Рады Украины. Часть третья

Планы ВР Украины

Не секрет, что на нас смотрят глазами России, а теперь уже и польскими глазами.

Доминирует восприятие Украины как государства, в котором отсутствуют серьезные признаки завершения переходного периода. Здесь, по моему мнению, будет логичным обратиться еще к одному важному моменту: после 1991 года западный мир отнес Украины из немногих постсоветских республик к безусловно побежденных. Хотя мы не чувствовали себя таковыми. И старались действовать на международной арене в соответствии с концепцией равенства.

Однако «победители» внутренне не соглашались с этим без выполнения нами целого комплекса 'их требований. Формально в Украине была возможность заявить о своем варианте (например, китайский) развития. Мы же выбрали, как и предлагали, путь быстрого осуществления рыночных реформ и демократизации.

Однако эта дорога по разным причинам оказалась сложной, во многом неудачной, с известными сегодня последствиями. Тем более что Украина не получила сколько-нибудь ощутимой помощи - такой, скажем, как Польша, которой списали гигантские внешние задолженности, или страны Балтии, которым был предоставлен «карт-бланш» на присоединение к Европейскому Союзу.

В такой ситуации Запад почувствовал себя будто обманутым. Отсюда - разочарованы оценки, стремление подтолкнуть, нажать, заставить. В ответ - та же реакция: образы, непонимание, растерянность и даже противостояние.

Наряду с этим наблюдается и другой подход. Поскольку Украина имеет исключительно важное геостратегическое значение и другие возможности, то нужно обеспечивать и содержать влияние на нее. Проще этого можно достичь, когда она будет иметь смутное, аморфное лицо. Проще говоря, исповедуя философию и практику периода колониализма.

Откровенно следует сказать, что такие процессы во многом стали возможными благодаря действиям видных политиков и политических сил, и нас - в том числе.

Не скрою, мы так и не избавились от комплекса провинции - искать поддержки, покровителей прежде всего за пределами страны, а не у собственного народа, и выставляя в максимально мрачных тонах своих оппонентов. При этом в основном говорим то, что от нас хотят услышать, чтобы понравиться.

Усердно ловим любое движение в нашу сторону. Вот и получается, как всегда: топчем друг друга, чтобы нас заметили, а страдает страна. Кто же будет уважать ее, когда этого не делают отечественные достойные? Поэтому неудивительно, что можно услышать из их уст даже такое: Украина ведет себя так, как ей позволяют. Имея в виду, что она себя ведет плохо, а позволяют ей много. Если следовать такой политической логикой, тогда принадлежит спрашивать разрешения и на то, чтобы дышать.

История знает попытки опираться на все возможные международные комбинации и факторы - Москву, Литву, Польшу, Швецию, Турцию, Крым, сейчас - Россию, США, Польшу. Но обязательно, чтобы линии были взаимоисключающие: или Восток, или Запад. Несмотря на то, что люди своим отношением и поведением требуют общего формата планов, а главное - действий для создания приличной жизни.

Так нас никогда не будут рассматривать как союзников, а как вассалов. Надо что-отойти от этих схем, преодолеть «молодость» украинской нации и украинской политики, создавать новые формы и гарантии национальной жизни. А политикам, образно говоря, вернуться в Украину.

Украина такая великая держава - как в географическом, так и в историческом измерениях, что сама может претендовать на роль Европы. При условии, если мы это осознаем и этого захотим, если преодолеем разрыв между огромными возможностями страны и слабостью политиков и политики. И здесь аж просятся слова Ивана Багряного: «Ориентации нуждаются старики, слепые и заблудшие. Да еще обезьяны. Единственный великий украинский поэт Тарас Шевченко ни на кого не ориентировался и никого не подражал. А ориентировался на свою идею и на цель, которой стремился сам и в которую хотел вести свой украинский народ ».

Среди внешнеполитических аспектов, которые будут находиться в зоне усиленного внимания парламента, очевидно, будут и вопросы интеграционной политики государства, шаги, осуществляемые в последнее время на этом направлении. Тем более, что можно прогнозировать их растущее влияние на внутреннюю политику.

Поэтому важно действовать так, чтобы партийные подходы, личные видения или иные моменты не перевешивали интересы страны и чтобы в то время не был причинен ущерб. Главное - спокойно выстраивать линию на основе реальных экономических расчетов, дополняя уже потом их политическими и геостратегическими расписаниями.

Если не будет экономической заинтересованности в интеграции на основе высоких технологий, то все проекты рано или поздно останутся лишь бумагой. Кстати, в Африке провозглашаются «зоны свободной торговли», «общие рынки» и создаются их штаб-квартиры, но экономики этих стран не взаимодополняющие, а отталкивают друг друга.

Видимо, по понятным мотивам мы публично не говорим о том, что разобщенная политическое, социальное, культурно и религиозное Украины держится сегодня как целостность именно на государственности. Хотя это очевидный факт, констатация которого должна дополняться неотложными адекватными мерами, в том числе со стороны Верховной Рады, для укрепления общества.

Главным образом нужно поломать порочную практику, при которой государство, олицетворением которой является власть, выступает «организатором и вдохновителем» всех процессов. А общество отстранено от выработки, а тем более - от осуществления политики. Как следствие, углубление пропасти между людьми и государством. Уже хотя бы потому, что последняя по своей природе не может воспринимать радикальные изменения и преобразования, предпочитает, особенно на этапе своего становления, сугубо политическим программам, откладывая решение социальных проблем. А вообще, то это всегда было, как показывает исторический опыт, ахиллесовой пятой украинской практики.