Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовой статус Президента Украины
Правовой статус Президента Украины

Мировая практика свидетельствует, что в переходный период существенно повышается роль и значение отдельного человека (личности).  -Значительное ухудшение жизненного уровня основной массы населения страны требует наличия таких политических сил и таких личностей, которые смогли бы взять на себя ответственность за положение в государстве и реально на него влиять. -Для этого, конечно, нужны широкие полномочия. -Именно такими полномочиями, согласно Конституции, и наделен Президент Украины. -Считаем, что именно он и является тем правовым институтом, который способен реально влиять на деятельность всех органов государственной власти. -Благодаря своему авторитету, широкому кругу полномочий, Президент Украины может способствовать интеграции государства, обеспечить действенный, консенсуальный режим функционирования государственной власти в целом. -И потому именно эта правовая институция должна выполнять функцию координации и объединения всех ветвей власти.

Опыт функционирования института Президента в различных странах подтверждает его способность быть гарантом стабильности развития общества и государства, оптимального взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

Много полезного в аспекте взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти отыскиваем в исследованиях выдающихся ученых прошлого. -В монографии "-Русское государственное право"- русский ученый-государствовед дореволюционного периода А.А. Кокошкин, анализируя поправки к теории разделения властей Монтескье 2, с. 51, отмечает, что некоторые мыслители кроме трех ветвей власти выделяют еще одну - "-умеряющую"- или "-уравновешизающую"-, которая регулирует действия остальных трех ветвей в обеспечении их равновесия, разрешает конфликты между ними. -Клермон-де-Тоннер, Бенжамен Констан, Гегель, Штейн и другие мыслители того времени такой нейтральной (примирительной) властью считали монарха. -Конституция Португалии тогда и содержала раздел под названием "-О короля (О уравновешивающую власть)"-, считая главной функцией короля "-заботу о независимости, согласие и гармонию остальных власти"- 3, с. -61.

Правовой и политический статус Президента, конечно, существенно отличается от статуса монарха. -Однако, как видим, много положительных черт было и в институте монархии, и этот опыт можно удачно использовать. -Подтверждение этому находим в современной зарубежной практике, в частности в Конституции Французской Республики, где в. 5 второй главы - "-Президент Республики"- гласит: "-Президент Республики следит за соблюдением Конституции. -Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также правопреемственность государства "-4, с. -119. -Функциями арбитра наделяет Президента также Конституция Румынии, в ст. 80 которой гласит: "-Президент Румынии следит за исполнением Конституции и функционированием органов государственной власти. -С этой целью он выполняет функцию посредника между государственными властями, а также между государством и обществом "-5. -25.

Этим же путем пошла Россия, где в ст. -80 Конституции Российской Федерации закреплено, что Президент является гарантом Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, что он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти 6. -56.

В Конституции Украины, к сожалению, не закреплено, что на Президента возлагается обязанность обеспечивать взаимодействие органов государственной власти и выполнять функции арбитра между всеми ветвями власти. -Однако, по нашему мнению, такие функции Президент Украины должен выполнять и уже реально выполняет. -Это следует из его конституционно-правового статуса.