Управление Ростехнадзора по Калужской области

Выработать коллективную линию Верховной Рады Украины. Часть вторая

Распределение полномочий между ветвями власти

Умное и справедливое распределение полномочий между ветвями власти, возможность добавления широких слоев к решению государственных дел и существования контроля с их стороны за действиями власти - все это является тем по-настоящему величественным достижением украинской государственнической мысли начала 18 века, которым можем по праву гордиться в современной Европе. Но гордость за деяния наших предшественников накладывает сейчас и большую ответственность - поставить дело политической реформы так, чтобы утвердить за Украину репутацию государства, где господствует именно такой, подчеркиваю, умный, справедливое распределение прав и ответственности, где власть подконтрольна народу, а потому пользуется его доверием и поддержкой.

Наконец, мы должны осознавать, что процесс реформирования Основного Закона уже сам по себе объективно является дестабилизирующим фактором. Значит, он должен быть коротким по сроку проведения и эффективным по существу. Просмотр или уточнение Конституции должны определять крупные этапы развития, а не работать на короткий результат, к чему мы, похоже, уже привыкли.

Понятно, что выработка таких стратегических документов требует общеукраинского разговора, привлечение к ней широких кругов общественности, мобилизации интеллектуальных возможностей нации. А от политиков - еще и выхода за пределы собственного мировосприятия, отказ от программирования на результаты от достигнутого. Конечно, это в высшей степени сложная работа, но мы обязаны ее выполнить. Все равно к этому придем. Лучше сделать это раньше. В противном случае Верховная Рада будет обречена все время подстраиваться под кого и выступать в роли невестки, которая всегда и во всем виновата.

Тестом на соответствие наших позиций повышенным новым требованиям станет совместная с Правительством работа над формированием госбюджета на 2004 год, ее значительно усложняет ситуация в АПК и на продовольственном рынке, что, как никогда, нуждается в поддержке со стороны Президента Украины, согласование позиций Верховной Рады и Кабинета Министров, местных органов власти, четкого определения приоритетов.

Можно сколько угодно говорить об экономических сдвигах, отсутствие значительных перемен выдавать за стабильность, но государственный бюджет в нынешнем его измерении - это наш национальный позор и концентрированная оценка эффективности всей власти. При таких темпах роста, скажем, нынешнего уровня Польши достигнем лет через 35-40. Вот вам и европейская перспектива!

Вопрос из вопросов для нас - осуществить полную и комплексную инвентаризацию национального богатства, я имею в виду того, что хотя бы осталось, выйти на бюджет развития, создать эффективную социально-экономическую систему, в кратчайшие сроки вывести страну из состояния бедности.

Конечно, нужно безотлагательно принимать соответствующие решения для наполнения доходной части бюджета, усиливать контроль за выполнением законов. И здесь мы тоже много недорабатываем, с чего надо сделать ответственные выводы.

Но не менее, а возможно, и более насущной, просто вопиющей необходимостью является наведение жесткого порядка в стране, прекращения системного и сплошного ее хищения - открытого и скрытого, как снизу, так и сверху.

Констатация на всех уровнях размаха теневой экономики, контрабанды и других явлений этого ряда вызывает уже не просто раздражение, а просто-таки ненависть людей к власти по ее беспомощность и беспринципность.

Дошло до того, что правду они уже рассматривают как товар, который можно доверить лишь немногим. Так давайте будем принимать такие решения и делать такие последовательно прозрачные и демократические шаги, которые бы наглядно подтверждали, что мы за честную страну.

Давайте будем преодолевать страшной болезни, метастазами поразила политическую систему - это неправда и фальшь, как нормы политической жизни, нормы взаимоотношений между партиями, государством и человеком.

Давайте преодолевать пропасть между декларациями и повседневностью, а также фальш самых деклараций, двойные стандарты, которые стали непременным ритуалом политической и экономического поведения.

Давайте прекратим выдавливать из человеческих душ и сердец исконно присущие им понятие чести, достоинства и справедливости.

Специфика четвертой сессии требует от нас акцентированного учета ряда факторов, которые до недавнего или не принимались в расчет, не входили в «обоймы» традиционно проблемных и тормозных для страны, или были на периферии внимания или трактовались слишком упрощенно и неадекватно своей сущности. Вместе с тем, их политический подтекст проступать все ощутимее по мере приближения выборов.

Прежде всего, хочу сказать об игнорировании и искажение такого мощного ресурса для новейшего развития, как прошлое. Рассматривая его основном сквозь призму сплошной безгосударственности, беспросветно трагической судьбы, несправедливости, страданий, мы еще больше усиливаем дефицит исторической памяти. А, следовательно - ощущение политической неполноценности угнетенной национального достоинства, патриотизма подневольных.

Не в последнюю очередь именно по этой причине Украина не все, не везде и не всегда воспринимают как полноценное государство. Не говоря уже о государстве центрального плана. И во многом именно поэтому стараются держать ее за порогом европейского дома.