Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственность хозяйственного законодательства. Часть третья

Развитие национальной государственности

Конструкция законов и механизм становления и развития национальной государственности и рыночной экономики - это полное, целостное и всестороннее эффективное правовое регулирование хозяйственных процессов. Законодательный документ по регулированию экономики должно появиться как единый и монолитный хозяйственно-правовой акт. В нем не должно быть отсылок к другим нормативным актам и поручений аппарата исполнительных структур разработать обязательные нормы по выполнению закона. Особенность правового регулирования в переходный период заключается в доступности, понятности и простоте применения законов теми, кто их реализует. Эти качества права призваны привлечь делового человека к предпринимательству и упростить путь к нему.

Ценность законодательства в переходный период заключается в поощрении и стабильном защите инициативных предложений и действий субъектов хозяйствования, в перспективности их дальнейшего эффективного коммерциализации. Данным свойствам и ценностям права не всегда соответствуют важнейшие законы по реформированию экономики. Непопулярность и неэффективность законов - это следствие неэффективности парламента, отсутствия конструктивного порядка разработки и принятия законов. Следует полностью исключить любую возможность для аппарата управления вмешиваться в законодательный процесс, менять по своему усмотрению сущность и содержание законов, использовать их в собственных интересах. Преимущества законодательного механизма правовых цивилизованных государств заключаются в том, что только парламент изменяет, дополняет и корректирует законы.

Особую функцию в реформистских процессах выполняет антикризисное и Антимонопольное законодательство. Для его реализации нужны эффективная исполнительная власть, профессиональные юристы, экономисты и финансисты во властно-исполнительных структурах. Без этих условий невозможна стабилизация экономики. Хозяйственное законодательство обязано обеспечить свободу сильным и защиту слабым, предоставить полную возможность предпринимателю проявить себя в экономике. Для становления и развития цивилизованных рыночных процессов необходимо профессиональное, стабильное и кодифицированное хозяйственное законодательство. Оно требует постоянного совершенствования и формирования новых отраслей, таких как хозяйственное, банковское, предпринимательское, коммерческое право. Приватизация требует надежной правовой защиты. Она включает упрощенную процедуру разгосударствления и смены собственника государственного имущества, законодательная защита частно-коллективной собственности, гарантии реализации прав и свобод владельца, создание условий для раскрытия ценности предпринимательства, четкое разграничение функций по управлению экономикой между центром и предприятиями.

Стабильное и конструктивное хозяйственное законодательство следует возродить на новых профессиональных началах. Основу хозяйственных связей и межгосударственного общения должны составлять качественно обновленные законы, им предстоит пройти долгий и сложный путь, прежде чем они станут профессиональными и полезными. Этот путь включает три реформистские стадии развития законодательства.

На первой стадии законам нужно полностью очиститься от вредных побочных явлений и последствий неэффективной правовой системы. Законодательство этого периода обязано запретить аппарату управления изменять содержание и цели законов. Корректировать закон имеет право только парламент республики. Реализация этого правила ограничит активность ведомственной нормотворчества, минимизирует объем отраслевой правовой продукции, защитит законы от разрушения аппаратом управления. Законодательный орган обязан установить тщательный контроль за эффективностью действия принятых законов. При их несовершенстве парламенту необходимо выяснить причины законодательного брака и принять срочные меры по его устранению.

На второй стадии законы вступят плодотворных свойств рыночного хозяйственно-правового регулирования. Это - доступность изложения, прозрачность содержания и несложность употребления законодательства- надежную защиту прав, свобод и интересов предпринимателя и населения- взаимная ответственность собственника и государства. Эти качества привлекут делового человека и упростят путь к рыночной экономике, ее законы должны появиться как монолитный правовой документ с целостным, всесторонним и законченным регулированием конкретных взаимоотношений. В нормативном документе необходимо определить механизм обеспечения реализации обязательных положений и закрепить меры наказания за их невыполнение. При вхождении национальной экономики в мировую рыночную систему состоятся консолидация и интеграция законов страны с европейским законодательством. Это обеспечит стабильное развитие внешнеэкономических связей. Международный уровень содержания национальных законов даст субъектам хозяйствования возможность стать равноправным партнером в мировой экономике.

Третья стадия представит безупречное совершенство законов развития рыночной экономики. Это будет аргументировано, апробировано и кодифицированное хозяйственное законодательство правового государства. Функции законов рыночной экономики - исключить произвол бюрократии и диктат властных структур в экономике, отделить от политики, снять ограничения и запреты на пути субъектов хозяйствования. При формировании хозяйственного законодательства следует учитывать практику развитых стран по созданию и организации правового обеспечения хозяйственной рыночной инфраструктуры. В условиях правовой государственности и рыночного хозяйствования законодательство приобретает особое значение. Основой любой государственной или хозяйственной инициативы должен быть закон. Именно закон должен быть мотором, который запустит в действие хозяйственно-правовой механизм реформы.