Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственность хозяйственного законодательства

Хозяйственное законодательство

Важным регулятором хозяйственных отношений является хозяйственно-правовые нормы. Они закрепляют указания, распоряжения или требования государства, властно-исполнительных структур, местных органов самоуправления, предприятий и организаций. Содержание хозяйственно-правовой нормы может быть в форме законов, указов, постановлений правительства, приказов или распоряжений структур управления, решений местных органов самоуправления. Структура нормы включает цели и задачи, для реализации которых принято норму, порядок деятельности, установленный в нормативном документе, ответственность за нарушение порядка деятельности- механизм по обеспечению реализации порядка деятельности и ответственности за его невыполнение- результаты реализации хозяйственно-правовой нормы- приняты меры по улучшению ее эффективности. Основой хозяйственно-правовых норм является хозяйственное законодательство. Его цель - установить государственный хозяйственный порядок и обеспечить реальную защиту интересов субъектов экономики.

Государственность хозяйственного законодательства заключается в установлении государством порядка деятельности хозяйствующих субъектов и в организации системы управления социально-экономическими, политическими и другими процессами на основе правовых средств. Государственность законодательства заключается в установлении правовых разрешений или запретов, в закреплении взаимоотношений и ответственности между хозяйствующими субъектами, между ними и государством. Эти правовые требования и указания обязательны для всех: государственных органов власти и управления, предприятий всех форм собственности и граждан. Если же полномочия властно-исполнительных структур переходят к «теневым» коррумпированных структур, то разрушаются и уничтожаются государственность и полезность законодательства. Государственность законодательства является фундаментом хозяйственно-правовой трансформации страны. Ценность законодательства состоит в том, что государственные требования приобретают законодательной формы и являются обязательными для выполнения всеми структурами и лицами в обществе.

В основе государственной указания должны быть воля народа и требования общества. Воля народа включает запросы, пожелания и интересы граждан, например, улучшить жизнь за счет увеличения зарплаты, снизить цены на товары и продукты, ликвидировать безработицу и т. д. Требования общества должны быть направлены на устранение препятствий на пути развития страны, борьбу с коррупцией и мафией, на ликвидацию причин и условий преступности, снижение налоговой ставки, совершенствование избирательной системы. Поэтому воля народа и требования общества обязаны явиться в форме законов. Указов Президента и постановлений правительства по жизненно важным вопросам функционирования и развития государства.

Воля власти заключается в том, чтобы иметь больше льгот и привилегий, обеспечить жизненный комфорт и личное благосостояние, не отвечать за последствия принимаемых решений и результаты управленческой деятельности. Воля власти резко отличается от воли народа и часто не совпадает с ней по целям, содержанию и конечными результатами. Анализ результатов реализации национального законодательства свидетельствует, что в нем недостаточно полно отражено волю народа. Примером могут быть социальная, налоговая, предпринимательская и другие сферы. В большинстве национальных законов отражается волю и интересы власти. Власть разрабатывает и принимает нормативные акты, а в некоторых случаях она диктует разработчикам законов свои условия. Народ слишком далек от процессов принятия законодательства, поэтому законы его больше наказывают, чем поощряют.

Государственность хозяйственного законодательства означает его законность и соответствие Конституции, неукоснительное выполнение правил регулирования хозяйственных отношений или процессов, оперативную и неотвратимой ответственности за их нарушение. Государство обязано установить эффективный, конструктивный и законный порядок уставной деятельности субъектов экономики, правила хозяйствования, предпринимательства, управления, должностных и властителей. Законодательство выступает посредником между государственностью и экономикой, гражданами и властью, которое объединяет и сближает или разъединяет и отдаляет их. Законодательство может быть полезным посредником только в том государстве, где законы в основном отражают волю и интересы народа, власти и общества. Это тяжелая, но выполнимая задача, решение которой возможно при конструктивном и полезном законодательстве. Его ценными качествами должны быть: профессионализм, эффективность установленных правил хозяйствования и порядке регулирования конкретных отношений, правовая стабильность экономическая обоснованность и финансовая обеспеченность законодательных мер- обеспеченность гарантий для правомерной деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц- реальный правоохранительный и судебная защита их прав, интересов и собственности.