Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственность хозяйственного законодательства. Часть вторая

Государственность хозяйственного законодательства

Государственные хозяйственно-правовые нормы представляют законы Верховной Рады, указы Президента Украины, постановления правительства, они были изданы от имени государства для защиты государственных или общественных интересов. Ведомственные хозяйственно-правовые нормы означают приказы, инструкции и распоряжения министерства или другого органа управления по защите отраслевых и корпоративных интересов. Ведомственные хозяйственно-правовые нормы республиканского назначения нередко противоречат хозяйственному законодательству.

Отраслевые и корпоративные интересы ограничивают государственные приоритеты как на внутреннем, так и на внешнем рынке, подрывают государственную и экономическую основу страны, разрушают финансово-денежную систему государства. Региональные хозяйственно-правовые нормы включают решение или распоряжение местных органов власти и управления. Они выражают локальные интересы определенных регионов, территорий или административных районов населения. Региональные правовые нормы нередко имеют целью защитить интерес конкретной области в ущерб государственным интересам. Нормотворчество предприятий, организаций и учреждений включает приказы, инструкции и другие документы по регулированию локальных проблем, организации управления и деятельности конкретного предприятия.

Как обеспечить синхронность и плодотворность целей и задач хозяйственного законодательства и других правовых норм для обеспечения реализации реформаторских процессов и защиты государственных интересов? Для развития государственности и прогресса экономики нужно совершенствовать как законодательный, так и любой нормотворческий процесс аппарата управления. Приоритетным является хозяйственное законодательство, поскольку оно защищает интересы класса собственников, украинских товаропроизводителей и хозяйствующих субъектов. Приоритетность хозяйственного законодательства состоит в том, что государство с его помощью определяет пути, направления и правовые средства становления и развития экономики и производства, научно-технического прогресса, обеспечения благосостояния граждан. Законы хозяйственного содержания обязаны быть сильные единством воли народа, власти и общества, надежные, стабильные и полезные в реализации, эффективны при выполнении конструктивных государственных планов и реформ.

Следует отличать эффективную рыночную хозяйственно-правовую инфраструктуру от виртуальной инфраструктуры и псевдо реформаторских программ. Нужно разграничить законодательные функции Верховной Рады, Президента, правительства и других властно-исполнительных структур. Для этой цели полезным будет Закон «О разграничении законодательных и нормотворческих функций», в котором необходимо закрепить правовые полномочия государства, правительства или иной управленческой структуры в регулировании хозяйственных вопросов в конкретной сфере деятельности. В условиях становления рыночных процессов должно исключить противостояние, дублирование и противоречия законодательства- добиться единства, общности и согласованности хозяйственно-правовых норм для устранения трудностей на пути реформирования экономики. Целесообразно определить сферы и проблемы, по которым правительство, министерства и регионы вправе принимать конкретные решения и выдавать хозяйственно-правовые документы по правовому регулированию вопросов внутриведомственной и хозяйственной деятельности. Если министерство или регион превысили свои правовые полномочия, то принятые ими хозяйственно-правовые нормы не должны иметь юридической силы и не подлежат выполнению.

Важную функцию гаранта выполнения государственных требований и указаний, определение порядка их действий выполняет механизм по обеспечению реализации хозяйственного законодательства и других хозяйственно-правовых норм. Он должен быть стабильным и надежным средством, который гарантировал бы выполнение государственных предписаний на основе неотвратимой ответственности за противоправность и преступность поведения и поступков субъектов хозяйствования, власти и граждан, за ущерб от результатов управления. Механизм по обеспечению реализации законодательства и других хозяйственно-правовых норм включает экономический интерес физических и юридических лиц к исполнению законов- доступность и понятность содержания государственной требования или указания- соразмерность и целевое назначение различных видов ответственности за невыполнение хозяйственных норм права- конкретность должностных функций органов власти и управления и обязательных мер наказания за их невыполнение- оперативное принятие мер ответственности за игнорирование и нарушение установленных правил- судебный или иной принуждение к выполнению законодательства- высокую правовую культуру граждан, стремление и способность властей обеспечить государственный хозяйственный порядок и сформировать законопослушное общество- общественное осуждение правонарушителей и преступников в любой сфере деятельности.

Анализ хозяйственно-правовой практики становления рыночных процессов показал, что в Украине накоплен определенный потенциал реформистских предложений, но его не реализовано. Консерватизм права выразился в том, что юристы не наработали перспективных идей и не способствовали формированию цивилизованной системы хозяйствования. Реформа рыночной экономики, претендующей на успех, должна представить выверенное и обоснованное, оптимальное и профессиональное сочетание экономического содержания и правовой формы. Сейчас программа экономического реформирования лишена плодотворного хозяйственно-правового обеспечения. Хозяйственное законодательство обязано направить государственность, экономику и производство на конструктивный путь, обуздать стихийность вредных побочных процессов. Оно должно определить объекты приватизации и критерии отбора приобретателей, установить порядок и сроки приватизации, защиту прав и свобод их участников. Законы призваны запустить двигатель рыночной экономики и в дальнейшем обеспечить его стабильную и эффективную работу. Функции хозяйственного законодательства заключаются в конструктивной хозяйственно-правовой концепции обеспечения программы перехода экономики к рыночному развитию и защите ее от разрушения. Законодательство должно снять запреты и ограничения в хозяйственной деятельности субъектов экономики, придать им законодательной свободы для инициативы и предпринимательства.