Управление Ростехнадзора по Калужской области

Лишение свободы в системе уголовных наказаний Украины (исторический, правовой и социальный аспекты). Часть вторая

Система уголовных наказаний Украины

В системе комплексных мер правового и психолого-педагогического характера важная роль отводится формированию законопослушного человека. В целях достижения этого в местах лишения свободы широкой практики приобрели воскресные школы, в которых, помимо изучения общеобразовательных предметов, проводились занятия по изучению прав и обязанностей верноподданных, Закона Божьего.

Формирование системы уголовных наказаний и законодательства, регламентирующего порядок и условия их выполнения в 70-х годах прошлого века, базировалось исключительно на утопической идеи коммунистического будущего. Для реализации его контуров работал весь государственный механизм, в том числе и нормы уголовного и исправительно-трудового права.

Для иллюстрации отмечу, что санкции Особенной части Уголовного кодекса УССР 1960 г. в большинстве предусматривали наказание в виде лишения свободы.

Исправительно-трудовой кодекс Украины предусматривает, что основной задачей уголовного наказания, в том числе и лишения свободы, является исправление и перевоспитание осужденных, а для достижения этой цели применяются следующие меры: режим отбывания наказания, привлечение осужденных к общественно полезному труду- воспитательная работа- профессионально - техническая подготовка- общеобразовательное обучение.

В условиях рыночной экономики значительное количество лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы до общественно полезной работы не привлекаются, если таковой не считать работу по поддержанию санитарного состояния в исправительных учреждениях. Отсутствие прозрачной политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний, а именно устаревшее законодательство делает его неэффективным, учитывая цель уголовного наказания, нормативно определенную ч. 2 ст. 50 Уголовного кодекса Украины.

Эффективность исполнения уголовных наказаний зависит от совокупности факторов правового характера, к которым, безусловно, относится и стабильность исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) законодательства. О чем нельзя сказать о действующем Исправительно-трудовой кодекс Украины, который по сути состоит из поправок, подтверждением чего является Закон от 11 августа 2001 «О внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс Украины».

В связи с чем, на мой взгляд, необходимы следующие меры организационно-правовой направленности:

- Разработать доктринальную концепцию исполнения уголовных наказаний, в том числе и лишения свободы, с учетом исторически-правовых традиций и требований международных документов-

- Разработать проект Уголовно-исполнительного кодекса Украины или Кодексу Украины об уголовных наказаниях и порядок их выполнения, предметом правового регулирования которого должны стать все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 51-й Уголовного кодекса-

- Вступая в Совет Европы, Украина взяла на себя определенные обязательства в сфере прав и свобод человека и гражданина и только недальновидный может считать, что государства с вековыми правовыми традициями пойдут на определенные экономические и политические консенсусы с государством, в котором не выполняются элементарные требования Европейских тюремных правил. Одним из требований европейских тюремных правил является предоставление каждому осужденному в местах лишения свободы отдельной комнаты или жилой площади не менее 12 кв. м. Исходя из этого, возникает актуальный вопрос строительства новых пенитенциарных учреждений-

- Руководствуясь п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и п. 1 ст. 71 Положения о Европейских тюрьмы, которые определяют, что осужденным к лишению свободы должен быть предоставлен объем полезной работы, чтобы его активно использовать в течение рабочего дня, необходимо привлекать указанную категорию лиц к строительству и реконструкции пенитенциарных учреждений-

- В системе комплексных мероприятий, направленных на борьбу с рецидивной преступностью (ч. 2 статьи 50 УК Украины), важное место отводится профилактике преступлений среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. В данном аспекте необходимо разработать государственную программу социально-правовой реабилитации указанных лиц и внести соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты Украины относительно органов местного самоуправления и Закона Украины от 1 марта 1991 «О занятости населения»-

- Обеспечивая права и законные интересы лиц, лишенных свободы, государство не имеет права обходить тех граждан, которые проходят службу в подразделениях Государственного департамента по исполнению уголовных наказаний. Относительно указанной категории граждан необходимо разработать соответствующий нормативный акт, который определил бы их правовой статус, порядок и условия прохождения службы, меры социально-правовой защиты.

В данном аспекте вполне возможна рецепция позитивных норм Закона Российской Федерации «Об учреждения и органы, выполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы».