Управление Ростехнадзора по Калужской области

Повышать эффективность функционирования учебных заведений последипломного образования юристов

Учебные заведения последипломного образования

Образование - основа развития личности, общества, нации и государства во всех развитых демократических странах мира. Для современной Украины она - залог будущего, наиболее масштабная сфера общества, его политической, социально-экономической, культурной и научной организации, средство воспроизводства и наращивания интеллектуального, духовного потенциала, воспитание патриота и гражданина, действенный фактор модернизации общества, укрепление авторитета государства на международной арене.

Приоритет идеи верховенства господство права среди других средств социального регулирования и последовательное внедрение ее в общественную жизнь естественно влекут за собой рост роли и значения юридического образования в нашей стране. Ведущее место в системе юридического образования Украины принадлежит высшим государственным юридическим учебным заведениям профессиональной подготовки высококвалифицированных правоведов, а также высшим государственным учебным заведениям последипломного образования юридического профиля. Следует отметить, что подавляющее большинство высших государственных юридических учебных заведений профессиональной подготовки специалистов успешно справляется со своими задачами, готовя правоведов нового типа, способных успешно работать в новых социально-экономических условиях. Одни выпускники этих учебных заведений работают в судебных и правоохранительных органах Украины, другие - активно участвуют в реформировании экономической и политической систем общества, делают значительный вклад в развитие юридического образования и науки. Флагманом среди этих государственных учебных заведений является Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого.

Функционирование же государственных ведомственных высших учебных заведений последипломного образования юридического профиля не сказывается таким высоким уровнем организации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы. Достижения этой степени высшего образования Украины очень скромные. Деятельность таких учебных заведений широкой общественности почти неизвестна. Если проблемы, связанные с дальнейшим усовершенствованием и развитием профессиональной подготовки правоведов постоянно находятся в центре внимания государства, общества, научной общественности и средств массовой информации, то относительно учебных заведений последипломного образования юридического профиля имеет место недооценка роли этого важного степени высшего образования. За период независимости Украины не проведено ни одной научно-практической конференции по вопросам определения основных направлений, принципов, содержания и структуры этих учебных заведений, а в многочисленных публикациях, посвященных развитию высшего юридического образования, невозможно отыскать хоть одного выступления по этой проблематике. Не нарушают таких вопросов и профессиональные юридические издания Украины. Только редакция журнала «Право Украины» обращала внимание на актуальность непрерывности образования правоведов, но на ее призыв откликнулись лишь некоторые авторы. При таком подходе ученых и практических работников юридических органов и учреждений Украины к проблемам развития последипломного образования правоведов своевременное и качественное повышение профессионального мастерства юристов может оказаться под угрозой.

Настало время, считаем, для всестороннего обсуждения проблем последипломного образования юристов, изучение положительного опыта, мнений лиц, обучающихся в этих учреждениях, установление всех обстоятельств, препятствующих совершенствованию учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы.

Общеизвестно, что, работая в условиях постоянных социально-экономических и технологических изменений, выпускник вуза профессиональной подготовки специалистов не может ограничиваться уровнем образования, полученным в вузе. Он должен систематически совершенствовать образование и профессиональную подготовку путем углубления, расширения и обновления знаний, умений и навыков на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта, то есть постоянно (не реже одного раза в пять лет) повышать свою квалификацию, обучаясь по отрывом от основной работы в высших учебных заведениях образования. Без этого даже опытный работник вскоре может превратиться в новичка. Иными словами, для того чтобы юристы-практики могли действовать по-новому, необходимы не только новые подходы, но и новые знания, более совершенные научные рекомендации. Выполнение этих ответственных задач возложено на учебные заведения последипломного образования юридического профиля.