Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность: ее видение сквозь призму человека. Часть вторая

Сущность правоохранительной деятельности

Природа и сущность человека и способ совместной жизнедеятельности людей в значительной мере детерминируют глубинную природу и сущность правоохранительной деятельности как деятельности чисто человеческой. Следовательно, становится необходимым содержательный анализ природы и сущности человека как субъекта и объекта названной деятельности. При исследовании человека как активного субъекта особого вида социальной деятельности, а именно правоохранительной, на первый план выходят его личные, субъективные качества, которые детерминируют всю ее деятельность и поведение. Что это за личные качества и чем они обусловлены?

Каким образом они формируются и развиваются? Как они влияют на поведение и деятельность человека? В данном аспекте человек представляет интерес как свободная, активная, творческая личность, которая непосредственно осуществляет правоохранительную деятельность. Лицо, имеющее определенное понимание жизни и ее содержания, определенные моральные и духовные ценности, идеалы и, что очень важно, определенную правосознание и правовые убеждения. Исследование этого субъективного, личностного фактора, который влияет на конкретную правоохранительную деятельность, является особенно актуальным и необходимым.

Исследование данных вопросов предусматривает определение природы и сущности правовых убеждений и выяснения их значение в деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также определение природы и сущности самого процесса убеждения и рассмотрение на этой основе основных направлений по формированию правовых убеждений сотрудников правоохранительных органов и других граждан. То есть, необходимо исследовать процесс формирования правосознания, правовых убеждений и специфику деятельности по их формирования.

Для достижения поставленной цели предлагаем рассмотреть и проанализировать убеждению, во-первых, как особые феномены психики человека, которые определяют ее социальное значимую поведение и деятельность в условиях свободного выбора, а во-вторых, как особый вид социальной деятельности в условиях свободного выбора. Анализ природы и сущности правовых преклонен проводится в контексте выяснения природы и сущности убеждений вообще, как специфических феноменов человеческой психики. Убеждение человека является центральным элементом его сознания, психики в целом. Именно они играют основную роль для определения уровня и содержания сознания человека и, соответственно, ее поведения в условиях свободного выбора. Так, чрезвычайно важным является детальный анализ природы и сущности убеждений, прежде всего, правовых, выяснение закономерностей их формирования, функционирования и развития, их роли в поведении и деятельности человека, прежде всего, в деятельности правоохранительной.

Изучение убеждений как специфических феноменов человеческой психики позволяет выделить и детально рассмотреть их важнейшие структурные элементы: знание, чувство (эмоции) и веру. Предметный и всесторонний анализ каждого из них не только раскрывает природу и сущность правовых убеждений, но и образует ту теоретическую основу, которая позволяет предметно анализировать место и роль каждого из этих элементов в конкретной правоохранительной деятельности. Данный аспект проблемы имеет очень важное значение, поскольку напрямую связан с проблемами формирования правосознания и поддержания правопорядка, а, соответственно, с содержательной характеристикой указанной деятельности.

Убеждение является элементом психики человека, причем они обусловлены как психологическими, так и социальными причинами. Можно выделить рациональные и иррациональные убеждения. Первые - это убеждение, базирующиеся на рациональных доказательствах, осмысленные человеком и сознательно ею восприняты. Другие - не подтверждаются доказательствами, здесь можно говорить скорее не об убеждения, а об иррациональной вере. В данной публикации под убеждениями имеются ввиду только рациональные, т. е. такие, которые возникают, проходя через разум человека, рационально осмысленные и восприняты ею.

Так что же такое убеждение, из каких элементов они состоят и как формируются? Пытаясь раскрыть сущность и специфику убеждений, некоторые ученые связывают их с мировоззрением. По мнению А. Богомолова и Т. Ойзерман, «мировоззрение складывается из убеждений, а не только из знаний». Данное утверждение является справедливым, однако нельзя отождествлять содержание понятий «мировоззрение» и «убеждения». Ведь убеждению составляют лишь часть мировоззрения, хотя, возможно, и главную.