Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность: ее видение сквозь призму человека

Правоохранительная деятельность

Потребность общества в установлении и обеспечении правопорядка является деятельной причиной правоохранительной деятельности. Понятию деятельной причины созвучна аристотелевской категория «энтелехия», обозначающая активную силу, действующую энергию, которая приводит имеющуюся возможность в состояние воплощенной действительности. Как свободная и, вместе с тем, целенаправленная деятельность энтелехия реализует имманентные, внутренние цели, содержащиеся в предметах и явлениях. Большая часть изменений и эволюции правовой реальности осуществляется благодаря правовой свободы, т. е. твердой, энергичной направленности индивидов и сообществ к установлению и обеспечению надежного цивилизованного правопорядка.

Как писал Гегель, ближайший рассмотрение истории убеждает в том, что действия людей возникают из конкретных поездов и интересов, и только они играют главную роль. Так, относительно правоохранительной деятельности энтелехия формирует, структурирует социальную реальность, упорядочивает ее в соответствии с критериями цивилизованности, нравственности, справедливости, законности. Однако без участия активных социальных субъектов, без их инициативы и энергии была бы невозможна социальная материализация формальным причинам, то есть осуществление правоохранительной деятельности как способа обеспечения прав и свобод человека.

Значительные изменения на современном этапе представлений о роли человека в обществе, способы и формы ее существования позволяют подходить ко всем правовых категорий сквозь призму человека. При обсуждении чисто юридических вопросов в последнее время все чаще юристы обращаются к общим проблемам философской антропологии, ведь корни права достигает природы человека. Так, представитель правового экзистенциализма В. Майхофер отмечал: право существует потому, что существуют люди, потому что есть человек как социальная личность, которая требует права. В научной литературе нет единого общепринятой определения понятия права. И так же отсутствует единая общепринятая концепция понимания природы и сущности человека. Различия в понимании природы и сущности человека является причиной расхождений в понимании таких фундаментальных социальных феноменов как общество, государство, право, правопорядок, правоохранительная деятельность и т. п. Выходом из данной ситуации может стать изучение типичных концепций человека с целью выяснения как сильных, так и слабых сторон и создание определенной концепции понимания природы и сущности человека.

История мировой и отечественной науки о человеке и личность свидетельствует, что философы разных эпох и направлений исследовали различные формы проявления человеческой личности. И при этом очень часто неодинаково, с разных позиций подходили к пониманию и решению данного вопроса. Ранее отечественная наука рассматривала личность сугубо с позиций общепсихологических подхода, что было значительным недостатком при рассмотрении личности как субъекта общественной деятельности. Так, по мнению Б. Парыгин, данный подход к структурной характеристики личности «не позволяет полностью раскрыть наряду с общечеловеческими социально-психологические стороны личности». То есть, ученый предложил изучать социально-психологическую структуру личности, поскольку такая входит в систему личности субъективно и отображается с помощью сознания. Однако необходимо отметить, что деятельность и объективные потребности, которые входят в структуру личности, а также элементы более высокого уровня - духовные.

Определяя структуру личности, уместно учесть мнение К. Маркса о том, что сущностью личности является ее социальное качество. При этом правильность данного утверждения предусматривает рассмотрение «социальной качества» личности в самом широком понимании термина «социальный».

Современная философская мысль пытается шире и с несколько иных позиций понять сущность и содержание личности. С. Крымский пишет: «Все настойчивее и энергичнее утверждает себя в общественном сознании мысль, что личность не единичное и даже не особое образования, ведь она может представлять весь мир, сжатый в пределах конкретного индивида». Эти выводы имеют глубокий позитивный смысл и должны учитываться в дальнейшем исследовании проблемы личности, понимании ее измерений и тенденций развития.

Анализируя существующие подходы к пониманию сущности и структуры личности, В. Бара-Малиновский делает вывод, что «структура личности включает группу стойких объективных и субъективных качеств индивида, которые возникают и развиваются в процессе его разнообразной деятельности под влиянием социальной среды, в объективно включена человек »6, 35. Ученый предлагает рассмотреть социокультурные и духовные элементы структуры личности, поскольку наличие или отсутствие последних, их состояние, уровень развития «является мерой личных качеств каждого человека, степени развития человека как личности».


 

Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.