Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность: ее видение сквозь призму человека

Правоохранительная деятельность

Потребность общества в установлении и обеспечении правопорядка является деятельной причиной правоохранительной деятельности. Понятию деятельной причины созвучна аристотелевской категория «энтелехия», обозначающая активную силу, действующую энергию, которая приводит имеющуюся возможность в состояние воплощенной действительности. Как свободная и, вместе с тем, целенаправленная деятельность энтелехия реализует имманентные, внутренние цели, содержащиеся в предметах и явлениях. Большая часть изменений и эволюции правовой реальности осуществляется благодаря правовой свободы, т. е. твердой, энергичной направленности индивидов и сообществ к установлению и обеспечению надежного цивилизованного правопорядка.

Как писал Гегель, ближайший рассмотрение истории убеждает в том, что действия людей возникают из конкретных поездов и интересов, и только они играют главную роль. Так, относительно правоохранительной деятельности энтелехия формирует, структурирует социальную реальность, упорядочивает ее в соответствии с критериями цивилизованности, нравственности, справедливости, законности. Однако без участия активных социальных субъектов, без их инициативы и энергии была бы невозможна социальная материализация формальным причинам, то есть осуществление правоохранительной деятельности как способа обеспечения прав и свобод человека.

Значительные изменения на современном этапе представлений о роли человека в обществе, способы и формы ее существования позволяют подходить ко всем правовых категорий сквозь призму человека. При обсуждении чисто юридических вопросов в последнее время все чаще юристы обращаются к общим проблемам философской антропологии, ведь корни права достигает природы человека. Так, представитель правового экзистенциализма В. Майхофер отмечал: право существует потому, что существуют люди, потому что есть человек как социальная личность, которая требует права. В научной литературе нет единого общепринятой определения понятия права. И так же отсутствует единая общепринятая концепция понимания природы и сущности человека. Различия в понимании природы и сущности человека является причиной расхождений в понимании таких фундаментальных социальных феноменов как общество, государство, право, правопорядок, правоохранительная деятельность и т. п. Выходом из данной ситуации может стать изучение типичных концепций человека с целью выяснения как сильных, так и слабых сторон и создание определенной концепции понимания природы и сущности человека.

История мировой и отечественной науки о человеке и личность свидетельствует, что философы разных эпох и направлений исследовали различные формы проявления человеческой личности. И при этом очень часто неодинаково, с разных позиций подходили к пониманию и решению данного вопроса. Ранее отечественная наука рассматривала личность сугубо с позиций общепсихологических подхода, что было значительным недостатком при рассмотрении личности как субъекта общественной деятельности. Так, по мнению Б. Парыгин, данный подход к структурной характеристики личности «не позволяет полностью раскрыть наряду с общечеловеческими социально-психологические стороны личности». То есть, ученый предложил изучать социально-психологическую структуру личности, поскольку такая входит в систему личности субъективно и отображается с помощью сознания. Однако необходимо отметить, что деятельность и объективные потребности, которые входят в структуру личности, а также элементы более высокого уровня - духовные.

Определяя структуру личности, уместно учесть мнение К. Маркса о том, что сущностью личности является ее социальное качество. При этом правильность данного утверждения предусматривает рассмотрение «социальной качества» личности в самом широком понимании термина «социальный».

Современная философская мысль пытается шире и с несколько иных позиций понять сущность и содержание личности. С. Крымский пишет: «Все настойчивее и энергичнее утверждает себя в общественном сознании мысль, что личность не единичное и даже не особое образования, ведь она может представлять весь мир, сжатый в пределах конкретного индивида». Эти выводы имеют глубокий позитивный смысл и должны учитываться в дальнейшем исследовании проблемы личности, понимании ее измерений и тенденций развития.

Анализируя существующие подходы к пониманию сущности и структуры личности, В. Бара-Малиновский делает вывод, что «структура личности включает группу стойких объективных и субъективных качеств индивида, которые возникают и развиваются в процессе его разнообразной деятельности под влиянием социальной среды, в объективно включена человек »6, 35. Ученый предлагает рассмотреть социокультурные и духовные элементы структуры личности, поскольку наличие или отсутствие последних, их состояние, уровень развития «является мерой личных качеств каждого человека, степени развития человека как личности».