Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблемные вопросы применения Положения о прохождении военной службы

Порядок прохождения военной службы

Порядок прохождения военной службы офицерами, прапорщиками и другими категориями военнослужащих регламентируется Законом Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и другими нормативно-правовыми актами. Особое место среди них занимают Положения о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих, утвержденные Президентом.

Рассмотрение жалоб и обращений военнослужащих по поводу их перемещения или увольнения с военной службы выявили несовершенство отдельных норм Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) Вооруженных Сил Украины (далее - Положение), утвержденного и введенного в действие Указом Президента Украины от 7 ноября 2001 г. № 1053/2001.

Согласно ч. 2 п. 68 указанного Положения, лица офицерского состава, прапорщики (мичманы), по которым производится дознание, досудебное следствие или рассматривается судом уголовное дело, не подлежат увольнению с военной службы до принятия окончательного решения по делу.

Указанная оговорка не предусмотрено законами Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О Вооруженных Силах Украины», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», а также действующим уголовно-процессуальным и другим законодательством.

Основания освобождения офицеров, прапорщиков и мичманов четко определены ст. 26 Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». В частности, этой нормой предусмотрено освобождение как по инициативе командования так, при определенных условиях, по собственному желанию военнослужащего. То есть в данном случае речь идет о наличии права военнослужащего на увольнение с военной службы.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О социальной защите военнослужащих и членов их семей», никто не может ограничивать военнослужащих в правах и свободах, определенных законами.

Нередко военнослужащие, в отношении которых расследуются или рассматриваются судами уголовных дела, имеют достаточную для освобождения выслугу лет, предельный возраст пребывания на военной службе или признаются непригодными для ее прохождения по состоянию здоровья или служебным несоответствием. Несмотря на желание уволиться со службы или невозможности продолжения ее (болезнь, сокращение должности, дискредитируя звание поведение и т. д.), военнослужащие указанной категории из службы не освобождаются до окончательного разрешения уголовного дела. Характерно, что досудебное следствие в делах и их судебное разбирательство и вступления приговора в силу иногда длятся месяцами и даже годами. На содержание военнослужащих тратятся средства, а функциональных обязанностей по службе такие лица, как правило, не выполняют. Ограничиваются они и в денежном обеспечении, находясь нередко вне штата, что затрудняет материальное положение их семей.

Заставляя военнослужащего, выслужил установленный законом срок находиться на военной службе, нарушаются требования ст. 43 Конституции Украины о праве граждан на свободное трудоустройство и свободную согласие ее выполнять.

Органы досудебного следствия и судебные органы фактически используют пребывания подследственных и подсудимых лиц на военной службе в качестве меры пресечения обеспечения их явки на допросы. В большинстве случаев указанные органы не возражают против увольнения военнослужащих, особенно тех, кто совершил общеуголовные преступления, дела которых расследуются или рассматриваются.

Целесообразность содержания на службе указанной категории лиц, на мой взгляд, существует только в случае, если лицо возражает против увольнения по служебному несоответствию по инициативе командования при условии, что служебная деятельность и ее соответствие нормам и правилам исследуется следствием или если уголовное дело рассматривается в суде, поскольку есть сомнение или необходимость выяснения судом достоверности известных командованию фактов противоправного поведения офицера или прапорщика, отчего существует вероятность ошибки, которая может привести к преждевременному (необоснованного) увольнению.

Учитывая вышеизложенное целесообразно внести изменения в ч. 2 п. 68 указанного Положения, изложив ее в следующей редакции: «Лица офицерского состава, прапорщики (мичманы), по которым проводится дознание, досудебное следствие или рассматривается судом уголовное дело, не подлежат увольнению с военной службы по инициативе командования по служебному несоответствию, если служебная деятельность этого лица является предметом исследования в уголовном деле ».