Управление Ростехнадзора по Калужской области

О необходимости преподавания учебной дисциплины «Основы и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности» в высших юридических заведениях Украины. Часть третья

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования оперативно-розыскного права обусловлен спецификой оперативно-розыскных правоотношений и его задачами. Ему присущи предписание, разрешение, возражения. Зарождение этой отрасли права проходит в острых научных дискуссиях. Особенно они разворачиваются между учеными и практиками органов государственной безопасности и внутренних дел. И это неудивительно, ведь до принятия законодательства об оперативно-розыскную деятельность в Украине, странах СНГ и Балтии она регулировалась исключительно закрытыми ведомственными нормативно-правовыми актами.

Поскольку эти ведомства имели как общие, так и, в подавляющем большинстве, отличные задания, хотя для их выполнения в основном применяли одни и те же методы и средства, и учеными внутри каждого из них производились свои теоретические подходы к вопросам этой государственно-правовой сферы, с учетом их специфики, своя научная терминология, своя методология в преподавании специальных дисциплин и т. д. Учитывая то, что оперативно-розыскная деятельность используется на разных направлениях бытия, это в свою очередь обусловило преподавания в специальных вузах различных специальных дисциплин разведывательного, контрразведывательного, уголовно-розыскного, оперативно-тактического, оперативно-технического характера. Межведомственная и внутриведомственная разрозненность теории оперативно-розыскной деятельности не способствовала выработке ее общетеоретических основ, потому и неудивительно, что в течение многих десятилетий, и особенно в последние годы, продолжаются дискуссии по многим основных ее положений, что приводит к сложностям в применении отдельных норм оперативно - розыскного законодательства.

Одним из дискуссионных в теории оперативно-розыскной деятельности являются вопросы определения самого понятия оперативно-розыскная деятельность и ее соотношение с разведывательной, контрразведывательной, уголовно-розыскной, приватно-детективной, оперативно-проверочной (по запросам государственных органов и учреждений и организаций о проверке лиц в связи 'из - за их допуском к государственной тайне, работе с ядерными материалами и на ядерных учреждениях п. 2 ч. 2 статьи 6 Закона Украины о ОРД) деятельностями.

Не вдаваясь в детальный анализ этого вопроса (поскольку оно не является предметом исследования данной статьи), следует отметить, что если взять понятие «оперативно-розыскная деятельность» как родовое, то ее самостоятельными видами являются разведывательная, контрразведывательная, уголовно-розыскное, оперативно-проверочная деятельность. Названные виды оперативно-розыскной деятельности имеют как много общего, особенно относительно форм и методов осуществления оперативно-розыскных мероприятий и использование оперативно-розыскных средств, так и много различий (не полностью они совпадают по своим целям и задачам, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий, использованием результатов и т. п.). Каждый из них требует своего научно-теоретического исследования.

Сегодня уже можно утвердительно сказать, что многие теоретические вопросам оперативно-розыскной деятельности только ведомственной закрытой наукой решить невозможно. Наступает насущная необходимость привлечения к разработке ее теоретических основ специалистов как других отраслей права, в том числе и общей теории, так и других отраслей знаний, ведь оперативно-розыскная деятельность это сложное комплексное образование. В нем функционируют как материальные, так и процессуальные нормы. Здесь имеют место вопросы управления, психологии, социологии, информатике, тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий, методики оперативно-розыскного документирования отдельных видов преступлений, методики разведывательного и контрразведывательного поиска, оперативно-розыскной техники и т. д.

Исходя из тенденций перехода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности по подзаконного уровня на уровень закона, становится насущной потребность более детального урегулирования ее отдельных институтов. Этому соответствовало бы принятие Закона «О контрразведывательной деятельности», более подробная правовая регламентация проверки лиц в связи с их допуском к государственной тайне и работе с ядерными материалами и на ядерных установках, определение правовой природы этой деятельности, которая, по моему мнению, имеет административно-правовой характер.

Нуждается в правовой регламентации и уголовно-розыскной процесс, под которым следует понимать оперативное документирование преступной деятельности с последующим использованием его результатов в уголовном судопроизводстве, предоставления материалов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следствия, прокурору и суду.

Считаю, что, исходя из содержания, признаков, целей и задач, субъектного состава, оперативно-розыскную деятельность можно определить как самостоятельный вид государственно-правовой деятельности (разведывательной, контрразведывательной, уголовно-розыскной, оперативно-проверочной), которая осуществляется гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами и их должностными лицами в пределах их компетенции путем проведения установленных законом оперативно-розыскных мероприятий с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общества и государства.

Таким образом, преподавание в юридических вузах страны учебной дисциплины «Основы и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности» как совокупности знаний о ее организационно-тактические основы, нормы и институты, а также научно-теоретическое разработки ее проблем значительно повысят эффективность оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью и способствовать обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, а также ускорят дальнейшее ее развитие и формирование как самостоятельной отрасли права.