Управление Ростехнадзора по Калужской области

О необходимости преподавания учебной дисциплины «Основы и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности» в высших юридических заведениях Украины. Часть вторая

Преподавание учебной дисциплины

Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Украины «О государственной тайне» к государственной тайне в порядке, установленном указанным Законом, относится информация в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка- о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность- о средствах, содержании, планах, организации, финансирования и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности- о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность- о составе конкретных лиц, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность-

А также: о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам, указанным в этой статье, то критерием относительно недопустимости разглашения государственной тайны при преподавании этой дисциплины есть нормы этого Закона, которые закрепляют содержание и порядок определения информации, относящейся к государственной тайне. Программы этой дисциплины должны разрабатываться при участии кафедр теории оперативно-розыскной деятельности ведомств, которым предоставлено право проведения оперативно-розыскной деятельности, и утверждаться соответствующей экспертной комиссией по вопросам государственной тайны.

Анализ норм законодательства об оперативно-розыскной деятельности Украины, стран СНГ и Балтии, а также выданных на их основе подзаконных, в том числе и ведомственных, нормативно-правовых актов, означает, что они образуют систему правового регулирования этой важной государственно-правовой сферы, требующей научного осмысления и дальнейшего законодательного урегулирования. Почти десятилетний развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности свидетельствует об усилении перехода оперативно-розыскной работы по подзаконному, в том числе и ведомственному секретному уровню, на уровень закона. Как в Украине, так и в странах СНГ и Балтии, проходит объективный процесс систематизации и кодификации законодательства об оперативно-розыскной деятельности, что в будущем, по моему мнению, может привести к разработке единого кодифицированного акта.

В связи с этим в юридической литературе вполне обоснованно ставится вопрос о зарождении как новой отрасли законодательства, так и новой отрасли права, которая именуется оперативно-розыскным правом, уголовно-розыскным правом, полицейским правом, в состав которого входит и оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскным процессом. Это в свою очередь является также дополнительным аргументом относительно необходимости введения преподавания указанной учебной дисциплины в юридических вузах страны и дальнейшего научно-теоретического разработки ее проблем.

Исследование оперативно-розыскной деятельности, как и любой отрасли права, производится путем определения предмета и метода ее правового регулирования, принципов, отдельных норм, правовых институтов и т. д. Самостоятельная отрасль права всегда формируется вокруг любой специфической группы общественных отношений. 16, 171. Особенность правоотношений, возникающих в современной оперативно-розыскной деятельности по предотвращению преступлений, их пресечения и раскрытия, а также в сфере государственной безопасности с применением оперативно-розыскных как гласных, так и негласных мероприятий, которые не урегулированы ни отраслью права, позволяет ставить вопрос о формирования новой отрасли оперативно-розыскного права, предметом которой является регулирование полномочий органов и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также вопросов сотрудничества лиц с оперативно-розыскными подразделениями на негласной (конспиративной основе), нормативное закрепление системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прокурорского надзора и судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью и др. Формирование теории оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания обусловлено специфическими потребностями социальной практики, не может удовлетворить никакая другая наука, не изменив своему предмету.