Управление Ростехнадзора по Калужской области

О необходимости преподавания учебной дисциплины «Основы и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности» в высших юридических заведениях Украины. Часть вторая

Преподавание учебной дисциплины

Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Украины «О государственной тайне» к государственной тайне в порядке, установленном указанным Законом, относится информация в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка- о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность- о средствах, содержании, планах, организации, финансирования и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности- о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность- о составе конкретных лиц, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность-

А также: о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам, указанным в этой статье, то критерием относительно недопустимости разглашения государственной тайны при преподавании этой дисциплины есть нормы этого Закона, которые закрепляют содержание и порядок определения информации, относящейся к государственной тайне. Программы этой дисциплины должны разрабатываться при участии кафедр теории оперативно-розыскной деятельности ведомств, которым предоставлено право проведения оперативно-розыскной деятельности, и утверждаться соответствующей экспертной комиссией по вопросам государственной тайны.

Анализ норм законодательства об оперативно-розыскной деятельности Украины, стран СНГ и Балтии, а также выданных на их основе подзаконных, в том числе и ведомственных, нормативно-правовых актов, означает, что они образуют систему правового регулирования этой важной государственно-правовой сферы, требующей научного осмысления и дальнейшего законодательного урегулирования. Почти десятилетний развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности свидетельствует об усилении перехода оперативно-розыскной работы по подзаконному, в том числе и ведомственному секретному уровню, на уровень закона. Как в Украине, так и в странах СНГ и Балтии, проходит объективный процесс систематизации и кодификации законодательства об оперативно-розыскной деятельности, что в будущем, по моему мнению, может привести к разработке единого кодифицированного акта.

В связи с этим в юридической литературе вполне обоснованно ставится вопрос о зарождении как новой отрасли законодательства, так и новой отрасли права, которая именуется оперативно-розыскным правом, уголовно-розыскным правом, полицейским правом, в состав которого входит и оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскным процессом. Это в свою очередь является также дополнительным аргументом относительно необходимости введения преподавания указанной учебной дисциплины в юридических вузах страны и дальнейшего научно-теоретического разработки ее проблем.

Исследование оперативно-розыскной деятельности, как и любой отрасли права, производится путем определения предмета и метода ее правового регулирования, принципов, отдельных норм, правовых институтов и т. д. Самостоятельная отрасль права всегда формируется вокруг любой специфической группы общественных отношений. 16, 171. Особенность правоотношений, возникающих в современной оперативно-розыскной деятельности по предотвращению преступлений, их пресечения и раскрытия, а также в сфере государственной безопасности с применением оперативно-розыскных как гласных, так и негласных мероприятий, которые не урегулированы ни отраслью права, позволяет ставить вопрос о формирования новой отрасли оперативно-розыскного права, предметом которой является регулирование полномочий органов и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также вопросов сотрудничества лиц с оперативно-розыскными подразделениями на негласной (конспиративной основе), нормативное закрепление системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прокурорского надзора и судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью и др. Формирование теории оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания обусловлено специфическими потребностями социальной практики, не может удовлетворить никакая другая наука, не изменив своему предмету.


 

Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.