Управление Ростехнадзора по Калужской области

К проблеме иска в административном процессе. Часть третья

Поблема иска в административном процессе

Во времена советской власти, особенно в начале функционирования советского режима, обращения гражданина в случае нарушения его прав в сфере государственного управления рассматривался, прежде всего, как возможность осуществлять эффективный контроль за деятельностью органов государственного управления, а уже во вторую очередь - как возможность защиты субъективных прав граждан, поэтому и утверждалось, что задача суда может и должно заключаться не в решении спора о праве, а в проверке законности действий органа управления (должностного лица). Таким образом, не было и оснований для введения исковой формы защиты прав граждан в сфере государственного управления.

Даже те ученые, которые признавали возможность существования иска в публичном праве, отмечали, что в силу незаконченности формирования правового государства, недоразвитости административной юстиции нельзя утверждать, что субъективное публичное право всегда открывает возможность административного иска, много таких прав охраняются менее совершенными средствами защиты. Гражданин наделялся лишь правом на обращение с жалобой, что не обеспечивало ему равного положения и прав стороны при рассмотрении дела, а сам процесс был, по сути, инквизиционным. Но уже в советское время отмечалось, что «постепенно эволюция порядка рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, существенно приблизила производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, к исковому производству».

Вопрос о существовании иска как средства защиты субъективных публичных прав и законных интересов гражданина имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что правовое государство ставит знак равенства в правах и взаимной ответственности между своим органом и гражданином, так и необходимо заменить жалобу на иск.

Следует отметить, что сторонники исковой природы производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, не пришли к согласию о характере иска, которым нарушается данная категория юридических дел. Как замечает Г. Осокина, дискуссия о характере иска по делам, возникающим из административно-правовых отношений, представляет собой спор о характере, природе норм, регламентирующих данное производство. Одни авторы считают, что такие дела возбуждаются гражданским иском, поскольку в этом случае осуществления «является видом искового производства с отдельными процессуальными особенностями, которые обусловлено административно-правовым характером спорного правоотношения, которые рассматриваются в этой форме гражданского процесса, и характером административного (государственного) права, применяемый в этой форме». Другие - Административным иском. Даже сейчас, когда нормы, которыми урегулирован судебный порядок рассмотрения административно-правовых споров, включенные в ИДПК Украины, следует признать, что по своей природе они являются административно-процессуальными в частности потому, что сущность административной деятельности, которой является рассмотрение жалобы на незаконные решения органов исполнительной власти и возобновление прав субъектов административно-правовых отношений, неизменная, в зависимости от субъекта рассмотрения дела и является по своей природе административно-правовой. Также, как отмечается, процессуальные нормы относительно материальных выполняют служебную роль, в связи с чем правовая природа процесса, процессуальных норм определяется природой материального права, которое обслуживается.

Применение иска как средства защиты субъективных публичных прав и законных интересов не ограничивается пределами осуществления правосудия. Порядок рассмотрения жалоб граждан, содержащийся в Законе Украины «Об обращениях граждан» по своей сути тоже есть исковых. Исходя из этого, можно отметить, что употребление законодателем термина «жалоба» в актах, которыми урегулирован порядок рассмотрения административных споров, имеет скорее традиционный характер, а в современном правовом государстве для защиты своих прав гражданин «вооружен» административным иском.

Исходя из высказанных выше суждений, можно сформировать понятие административного иска как обращенной в суд или в орган государственного управления требования заинтересованного лица о защите субъективных публичных прав и законных интересов, нарушенных незаконными актами, действиями или бездействием органа государственного управления (его должностного лица) и рассмотрение которого урегулирован административно-процессуальными нормами.

Признание существования административного иска, учет этого в последующих законодательных актах (прежде всего в будущем Административном процессуальном кодексе Украины и Административно-процедурного кодекса Украины) требует дальнейшего научного обоснования возможности применения в административном процессе таких новаций, как возможность участия на стороне органа должностного лица, приняла акт, на который подан иск, как третьего лица- предоставление сторонам всех исковых средств защиты права (отказ от иска, изменение его основания или предмета, встречный иск и др.)- возможность заключения мировых соглашений, которые уже известны судебной практике. Все это значительно усовершенствует практику судебных и других органов по разрешению административных споров, создаст реальные гарантии защиты прав сторон административных правоотношений, обеспечения режима законности в государственном управлении.