Управление Ростехнадзора по Калужской области

Пробелы в правовом регулировании возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Часть вторая

Административное правонарушение

Относительно содержания поводу в возбуждении дела существуют несколько взглядов. В частности, авторы учебника уголовного процесса признают как повод источники, из которых прокурорские, следователи и судебные органы получают информацию о преступлении. Поводом к возбуждению дела некоторые авторы называют также по непосредственному усмотрению прокурора, следователя или судьи, а также явку с повинной, которые представляют собой определенные действия, а не какие фактические данные или их источника.

Повод, по мнению некоторых авторов, это юридические факты, которые вызывают деятельность по возбуждению уголовного дела. В некоторых работах повод рассматривается как доказательство совершенного преступления, в других этим понятием охватывается получения сведений о преступлении или непосредственное обнаружение признаков преступления. Поводом к возбуждению уголовного дела называют и определенное явление объективной действительности, с которым закон связывает возникновение у правоохранительных органов обязанности решить вопрос о возбуждении дела, то есть принять одно из следующих решений: а) возбудить уголовное дело- бы) отказаться возбуждении уголовного дела в) передать заявления, сообщения, другие материалы, указывающие на совершение преступления, по посредственности.

Итак, анализируя приведенное выше, можно сделать вывод, что поводами к возбуждению уголовного дела является: а) источник б) юридические факты в) доказательства- г) получение сведений о преступлении- д) явления, с которыми закон обязывает возбудить дело.

Если рассматривать повод как принудительную меру, как повод механизма правоохранительной деятельности, то следует отметить, что ни одно из приведенных в литературе определений не раскрывает с необходимой полнотой понятие этого явления. Источники могут содержать сведения о признаках преступления, но могут и не содержать их. Например, подавая заявление, гражданин преподает в ней сведения о деяниях, которые, на его взгляд, являются противоправными. В действительности же они могут быть и правомерными. Юридическую оценку им дает орган, уполномоченный возбуждать дело.

Правильной является мнение, что не может быть газетная статья ни «действием», ни «сведениям» о преступлении. Уполномочен на возбуждение дела орган может признать признаки, содержит материал статьи, такими, по которым должно быть возбуждено уголовное дело. Силой, побуждающей правоохранительный орган возбудить дело, является отыскание им признаков преступления. Однако повод не источник сведений, фактических данных, это определенное действие, волеизъявление. Усмотрение правоохранительного органа, безусловно, может быть поводом для возбуждения дела. Усмотрение это не только распознавания в действиях лица признаков преступления, правонарушения, а сам логический акт применения понятия к конкретному явлению Он связан с наличием в нормах права оценочных понятий, а следовательно, и необходимостью сопоставить фактические данные с предусмотренным в норме права родовым или видовым понятием на основе определенной «свободы оценки фактов». При этом от субъекта правоприменения требуется, чтобы он понимал эти понятия в самом широком их контексте на данный момент.

В уголовно-процессуальном законе есть указание на один из поводов возбуждения дела это непосредственное обнаружение признаков преступления. Таким образом, в представленных в соответствующий орган документах, виды которых названа, работник дознания, следователь, прокурор или судья первоначально также должны проявить признаки преступления, а уже потом возбудить уголовное дело. Таким образом, поводом к возбуждению уголовного дела является обнаружение компетентным органом признаков преступления.

Возникновения административного производства на практике также связано с получением сведений об административных правонарушениях или с непосредственным выявлением его признаков. При этом если в уголовном процессе следователю или лицу, которое осуществляет дознание, запрещено принимать дело к своему производству и согласно ст. 60 УПК Украины они подлежат отводу, когда свидетели преступления, то в административном праве отвод представителя правоохранительных органов, который компетентен составлять протоколы об административных правонарушениях, не предусмотрен даже в случаях, когда он был свидетелем совершения проступка. Более того, в таких случаях в основном протоколы составляют лица, в присутствии которых было совершено правонарушение (участковый инспектор, работник патрульно-постовой службы милиции и т. д.).