Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблемы правового регулирования организации и проведения массовых публичных акций. Часть третья

Проблемы проведения митингов

В последнее время на страницах многих средств массовой информации, в выступлениях политиков и комментаторов митинги, демонстрации и пикеты рассматриваются как акты гражданского неповиновения. Такая трактовка нельзя признать корректным, поскольку оно противоречит ст. 68 Конституции Украины. Любое неподчинение законным требованиям представителей властных структур, какими бы мотивами оно не объяснялось, должно влечь за собой ответственность.

Буквальное толкование ч. 1 ст. 39 Конституции Украины позволяет сделать вывод, что право на участие в массовых акциях касается только граждан Украины, как и другие политические права, предусмотренные Основным Законом. Правда, в ст. 11 Европейской конвенции по правам человека  право на свободу мирных собраний имеет «каждый человек». Однако согласно ст. 16 этого документа «ничто в статьях 10, 11 и 14 не рассматривается как препятствие к внедрению Высокими Договаривающимися Сторонами ограничений на политическую деятельность иностранцев. Это предостережение касается и сферы общественных отношений, которые нами рассматриваются. Однако реальное значение этих ограничений иностранцев и лиц без гражданства имеют только тогда, когда они выступают в роли организаторов массовых акций, поскольку установить фактах их простого присутствия на этих акциях в большинстве случаев невозможно. Со своей стороны, считаю необходимым установить в будущем законе право на участие в массовых акциях только лицам, достигшим 16 лет, сохранив при этом норму, согласно которой их организаторами могут быть только совершеннолетние лица (ст. 1 Указа от 28.07.88 p).

Действующее законодательство не содержит каких-либо обязательных предписаний относительно мест, где могут проводиться массовые акции, и времени их проведения. Однако в п. Из постановления Верховной Рады Украинской ССР от 29 ноября 1990 «О неотложных мерах по обеспечению законности и правопорядка в республике»  предполагалось: «с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности городов и других населенных пунктов республики исполкомам местных советов народных депутатов определить соответствующими места для проведения митингов, демонстраций и других массово политических мероприятий граждан. Разрешать их проведения в нерабочее время, выходные дни недели и в специально отведенных местах при условии обеспечения надлежащего общественного порядка ». Если руководствоваться этим постановлением сейчас, то следовало бы признать противоправными почти все массовые акции, которые проводились в последнее время. Итак, естественно, возникает вопрос, сохраняет этот акт силу и поныне. Согласно ст. С Закона Украины «О правопреемстве Украины» от 12.09.91 г.  в. Украине действуют не только законы, но и другие акты Украинской ССР, если они не противоречат законам Украины, принятым после провозглашения ее независимости. Однако согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины права и свободы человека и их гарантии относятся к сфере исключительно законодательного регулирования, то есть не могут регулироваться постановлениями Верховной Рады. Поэтому, по моему мнению, нормативная часть указанного постановления уже утратила силу.

Как же решить эти вопросы в будущем законе? Считаю, что установление возможности проводить массовые акции только в специально отведенных для этого местах на практике привело бы к тому, что такие места стали бы выделяться где на безлюдье, фактически поубавило бы их осуществления реального смысла, хотя и обеспечило бы надлежащий « комфорт »для органов власти и чиновников. Поэтому в каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться в индивидуальном порядке, установленном законом, с участием организаторов и компетентных органов власти, включая суды. Непосредственно в законе можно было предсказать лишь круг объектов, к которым участники массовых акций не имеют права подходить ближе, чем определено в этом Законе. Например, проведение митингов и пикетирование зданий судов и прокуратуры является прямым посягательством на независимое выполнение ими своих государственных обязанностей.

Неоправданным было бы и запрещать проведение массовых акций лишь нерабочими днями и нерабочим временем, тем более что рабочее время для различных категорий работающих определяется по-разному, а для неработающих это вообще не имеет значения. Непосредственно в законе можно бы установить запрет проведения акций протеста только в праздничные дни, признанные нерабочими, прежде всего в День Независимости Украины.

Что касается процедуры согласования вопросов проведения массовых акций, то она с 1988 г. и доныне имеет уведомительный характер, а потому многочисленные утверждения в средствах массовой информации о «санкционированные» и «несанкционированные» митинги не имели и не имеют под собой юридических оснований. Об этом свидетельствует то, что их организаторы соответствии со ст. 1 Указа от 28.07.88 г. обращаются в органы власти с заявлениями о проведении соответствующих акций, а не о разрешении на их проведение или на получение на это санкции. В Указе отмечено, что заявление подается в исполнительный комитет «соответствующего местного совета. Исходя из смысла п. С ч. 2 ст. 38 Закона о местном самоуправлении ними есть исполкомы сельских, поселковых и городских советов  и только, поскольку районные и областные советы исполкомов не имеют. Не вправе этих вопросов и местные органы государственной исполнительной власти, поскольку указанные полномочия делегированы исполкомам советов государством. О том, что порядок проведения массовых акций не имеет разрешительного характера, свидетельствует и то, что в случае, когда исполком не рассмотрит заявления или не обратится в суд со своим заявлением о запрете акции, ее проведение следует считать правомерным, за исключением случаев оформления заявления без соблюдения установленных требований. Возглашение возражений против этого со стороны исполкома без использования им права на обращение в суд не имеет юридического значения для организаторов акции. Это, конечно, не исключает возможности поиска между ними взаимоприемлемого решения о месте и времени проведения этой акции.