Управление Ростехнадзора по Калужской области

Твоя думка важлива! Якщо про містер кет залишити відгук, з тобою відразу ж зв'яжуться
Проблемы правового регулирования организации и проведения массовых публичных акций. Часть вторая

Организация публичных акций

По нашему мнению, в названии будущего Закона целесообразно использовать обобщающий термин «массовая публичная акция», дав определение этого термина, как и отдельных видов таких акций. Указание определения должно содержать как фактическую, так и юридическую составляющую. Это прежде организованные действия. Они могут быть спланированы заранее или иметь спонтанный характер. В последнем случае элементы организации появляются непосредственно в процессе проведения акции, хотя это не делает ее правомерной.

Законные массовые акции всегда являются проявлением реализации закрепленного в ч. 1 ст. 34 Конституции Украины права каждого на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Так, массовая публичная акция  это проявление активной политической или иной жизненной позиции граждан, выражения ими взглядов по актуальным вопросам жизни общества в формах массовых собраний, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины, в установленном ими порядке. Что касается отдельных видов массовых акций, то каждый из них, имея общие черты с другими, характеризуется определенной спецификой, иначе не было бы необходимости выделять их в тексте Конституции. Эта специфика, хотя и не всегда четко, проявляется как в их направленности, так и в форме проведения.

Ближайшими по смыслу является поход и демонстрация. Авторы Конституции вполне обоснованно отказались от термина «уличный поход», поскольку, как свидетельствуют последние события в Украине, наши способны преодолеть в походе сотни километров, идя как по улицам населенных пунктов, так и по дорогам Украины (вспомним марш шахтеров на Киев). С этих понятий следует, что указанные меры могут иметь как торжественно праздничный характер, так и выражать недовольство действиями власти с выдвижением к ней определенных требований.

Определенное сходство прослеживается также между митингом и сборам. В отличие от походов и демонстраций, участники этих мероприятий не передвигаются, а сосредотачиваются в определенных местах. При этом средствами выражения общественного мнения являются в основном не плакать, транспаранты, портреты, карикатуры и т. д., а выступления ораторов и принятие соответствующих резолюций для передачи органам власти. Такие акции, как демонстрация (поход) и митинг, могут происходить в определенной последовательности, когда сначала устраивается демонстрация, а затем ее участники собираются в определенном месте для проведения митинга, и наоборот. Однако между митингом и сборам существуют и существенные отличия. Митинги, как правило, более массовыми собраниями и проводятся на открытом воздухе, тогда как сборы основном происходят в помещениях. В отличие от митингов, которые не имеют регулярного характера, сборы, как правило, проводятся в рамках процедур, определенных в законодательстве, уставах территориальных общин, иных локальных нормативных актах (например, собрания избирателей для выдвижения претендентов на кандидата в Президенты Украины соответственно ст. 23 Закона Украины «О выборах Президента Украины», общие собрания граждан по месту жительства на основании статьи 8 Законодательства на «О местном самоуправлении в Украине», общее собрание (конференции) трудовых коллективов, акционеров и т. д. Такие меры основном проводятся для решения вопросов учредительного и организационного характера, а критическая составляющая, если она и существует, при их проведении сведена к минимуму. Особенности таких массовых акций не могут не влиять на специфику порядка предоставления им легальности.

В действующем законодательстве не отражено такой формы массовых акций, как пикет. В Новом толковом словаре украинского языка под пикетом понимается «группа бастующих, которая выделяется во время забастовки для поддержания порядка, для охраны чего-либо». Это слишком узкое вызначение, которое не учитывает характера этих акций в современных условиях. В русской терминологической литературе дается и другое смысловое определение пикета (группа людей, выставленных для выражения протеста против каких-либо действий власти). На мой взгляд, пикетам свойственны следующие характеристики: во-первых, содержание пикетирования заключается в выставлении пикетов у зданий властных учреждений, к которым у пикетчиков есть какие-то претензии, во-вторых, участники пикетирования или стоят на месте, или пересеваться в непосредственной близости от этих зданий, в-третьих, для выражения ими своих взглядов в основном используются требования «плакатного» характера, что иногда сочетается с вручением письменных обращений представителям соответствующего органа или с попытками вручить такие обращения. Вообще надо отметить, что для митингов и пикетирования является присущей неопределенность принятия соответствующих резолюций  суммируется, что сама по себе присутствие на митинге означает одобрения резолюции или проекта решения, предложенного организаторами. Поэтому вынесение таких резолюций и даже опубликования их в печати не тянет и не может тянуть за собой каких-то конкретных юридических последствий. Ответы на врученные резолюции митингов должны, очевидно, передаются на общих основаниях их организаторами в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.