Управление Ростехнадзора по Калужской области

К постановке проблемы об определении сущности понятия государственного управления безопасностью дорожного движения. Часть третья

Дорожное движение

Каждый из субъектов управления осуществляет внутрисистемную и внешнюю деятельность. Содержание внутрисистемной деятельности заключается в осуществлении ее с целью урегулирования, упорядочение внутрисистемных (внутриорганизационные) отношений - отношений внутри каждого из субъектов управления. Внешняя деятельность направлена на упорядочение общественных отношений вне субъекта управления (или системы субъектов управления). В системе управления безопасностью дорожного движения внешней является деятельность, направленная на урегулирование правил поведения, а также на обеспечение соблюдения установленных норм и правил.

Объектом управления являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Общественные отношения возникают, изменяются и прекращаются относительно граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства - пешеходов и водителей (участники дорожного движения)- транспортных средств (средства обеспечения дорожного движения)- дорог. Кроме того, если рассматривать деятельность институциональных субъектов управления, то объектом управления встают не только участники дорожного движения, средства его обеспечения, дороги, но и конкретные и особый субъекты управления - система органов исполнительной власти, имеющие основные и неосновные полномочия по государственному управлению безопасностью дорожного движения.

Итак, на основании вышесказанного, можно выделить определенные сущностные признаки государственного управления безопасностью дорожного движения: дорожное движение - это сложное, динамичное, социальное явление, которое является объектом управления- управления безопасностью дорожного движения является особой социальной функцией, которая возникает из потребностей общества, сопровождает его историю- управления безопасностью дорожного движения нельзя рассматривать в отрыве от среды обитания, от государства.

Вместе с тем нельзя определить этот перечень сущностных характеристик государственного управления безопасностью дорожного движения как исчерпывающий. Целью управления возникает упорядочение объекта управления, поэтому оно наполнено организационным содержанием. Именно через организацию, через применение различных способов и средств достигается состояние, реализуется цель управления. Такая точка зрения относительно дорожного движения, его организационного наполнения высказывалась В. Лукьяновым, Г. Клинковштейном.

Итак, сущностные признаки государственного управления безопасностью дорожного движения должны быть дополнены организационной признаку, что, в свою очередь, может быть дополнено наличием признаки разработки управленческих решений на различных уровнях государственного управления, организационно-распорядительным характером. В то же время следует отметить, что управление безопасностью дорожного движения и государственное управление соотносятся как общее и частное. Вместе с тем эти категории нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если исследовать управленческие процессы как системные явления, не является целесообразным ограничиваться признанием их сугубо исполнительно-распорядительного характера и деятельностью органов исполнительной власти.

Таким образом, понятие государственного управления безопасностью дорожного движения можно сформулировать как особую часть управления развитием общества, осуществляется органами исполнительной власти, деятельность которых направлена на защиту конституционное закрепленных прав и свобод человека и гражданина относительно безопасного перемещения при осуществлении дорожного движения, а также подготовки к такому перемещению.

Управления безопасностью дорожного движения может рассматриваться как особая часть управления развитием общества, которое осуществляется институциональными, особыми и конкретным органами управления в пределах полномочий, установленных действующим законодательством в целях реализации общественного интереса к безопасного перемещения в процессе дорожного движения, а также подготовки к такому перемещению. Безопасное управление дорожным движением включает в себя действенность функции правосудия, осуществляемой органами судебной власти, а также реализацию полномочий по надзору прокуратуры за соблюдением законности в процессе государственного управления безопасностью дорожного движения.