Управление Ростехнадзора по Калужской области

К постановке проблемы об определении сущности понятия государственного управления безопасностью дорожного движения

Безопасность дорожного движения

Проблема определения сущности государственного управления безопасностью дорожного движения как правовой категории приобретает особое значение в связи с тем, что безопасное дорожное движение является одним из признаков государства с высоким уровнем состояния защищенности граждан, способности государственных органов обеспечить реализацию общего права на жизнь, неприкосновенность и безопасность. Правовыми нормами закрепляются правила поведения, которые сложились в обществе, и государство, в лице уполномоченных органов (должностных лиц), берет на себя обязанность охранять эти правила поведения. Право охраняет общество в целом и отдельного человека, поэтому определение содержания безопасности дорожного движения как совокупности определенных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством вполне целесообразным.

Следует отметить, что по данным МВД Украины только в первом полугодии 2002 г. зарегистрировано почти 13,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 2299 и ранено более 15 тыс. человек, что соответственно на 1,3 больше аналогичного периода 2001. При этом число погибших и раненых в них людей увеличилось соответственно на 0,1 и 0,7 1, 3. Каждый год с карты Украины условно исчезает населенный пункт с числом жителей около 6 тыс. человек, каждые 14 минут происходит дорожно-транспортное происшествие. В современных научных исследованиях получил достаточное развитие технократический подход к дорожному движению, достижением которого является понимание движения как совокупности четырех составляющих: человек - автомобиль - дорога - среда. При этом цель движения имеет социальный характер - удовлетворение человеческих потребностей. В. Лукьянов отметил правовое регулирование действий социальных элементов в процессе движения транспортных средств по дорогам. И. Шарихма-Ньян рассматривал дорожное движение с позиций целевого перемещения людей и грузов. Р. Денисов 8, 34 исследует дорожное движение как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления транспортировки пассажиров и грузов и подготовки к этому процессу. Эту точку зрения разделяет В. Майоров, отмечая при этом, что движение осуществляется с целью удовлетворения потребности в пространственном перемещении, является социальной функцией. Попытка объединить в общий критерий функционирования дорожного движения его социальной, экономической и технической эффективности была сделана В. Ивановым и В. Ситником- А. Миленин, в свою очередь, обосновал целесообразность введения дефиниции «правосознание в области дорожного движения».

Итак, социальный характер дорожного движения обуславливает необходимость осуществления управления, что означает примат административно-правового регулирования. В процессе исследования проблемы управления дорожным движением следует учитывать признак безопасности, имманентной управлению - и государственном, и общественном.

В Законе Украины «О дорожном движении»  не указана норма «безопасность дорожного движения», но это понятие можно определить логически за отсутствия или предотвращения дорожно-транспортных происшествий. В отличие от отечественного Закона, в Законе Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» безопасность прямо определена как состояние данного процесса, который отражает степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, вполне целесообразной является точка зрения об определении безопасности дорожного движения как категории, содержание которой раскрывается через понятие «общественная безопасность», а именно - защищенности жизненно важных интересов участников дорожного движения и общества в целом от угрозы возникновения дорожно - транспортных происшествий и их негативных последствий.

Анализ приведенных теоретических положений дает основание для вывода, что безопасность дорожного движения следует понимать, во-первых, с позиций реализации потребности участников движения в перемещении, а, во-вторых, - в процессе перемещения должны быть защищены жизни, здоровья участников. Такие характерные признаки безопасности дорожного движения обусловливают необходимость учета существующих взаимоотношений между участниками дорожного движения, государством, на которую, согласно Конституции Украины, возложена обязанность защищать жизнь, здоровье, неприкосновенность и безопасность человека. Таким образом, следует говорить не сугубо о понятии «безопасность дорожного движения» и рассматривать меры и средства ее обеспечения. Возникает более широкий взгляд на обеспечение безопасности дорожного движения - на управление безопасностью.


Знание правил дорожного движения (пдд) сегодня является залогом безопасности и сохранности, как самого автомобиля, так и пассажиров. Кроме этого соблюдение ПДД позволит сэкономить деньги на штрафах ГАИ.