Управление Ростехнадзора по Калужской области

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Ответственность несовершеннолетних

Сегодня, когда происходят масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали сознательными, тем более автоматическими регуляторами его поведения.

Внимание к подросткам, молодежи в настоящее время должна быть значительно повышена, особенно в плане предотвращения правонарушений и преступлений, поскольку негативные процессы, происходящие в социально-экономической, социокультурной и морально-психологической сферах, являются неблагоприятными для лица, прежде несовершеннолетнего, молодежного возраста.

Так, каждый год несовершеннолетними совершаемо от 6 до 37 тыс. преступлений. Лишь в 2000 г. за различные виды правонарушений задержано 92,4 тыс. несовершеннолетних, большинство из которых школьники и учащиеся профтехучилищ или безработные. Из общего количества несовершеннолетних, проживающих в Украине, за различные правонарушения на учете в ОВД стоит около 40 тыс. несовершеннолетних. Питательной средой для правонарушителей остается наркомания и пьянство. На фоне девальвации моральных и общечеловеческих ценностей стремительно возрождаются уголовные традиции и обычаи, которые активно внедряются в молодежную среду, особенно подростковую. Растет количество правонарушений среди девушек подростков, в том числе проституция, что особенно влияет на мораль молодежи. Объективными причинами этого являются экономическое состояние развития общества, в частности, затяжной экономический кризис в промышленности, аграрном секторе, в сфере быта, значительный спад производства и обусловленные им: снижение жизненного уровня населения, безработица, низкая платежеспособность, увеличение преступлений и административных проступков взрослых.

Недостаточность мер по борьбе с административными правонарушениями создает условия для их увеличения, а в итоге - к росту правонарушений как среди несовершеннолетних, так и взрослых. Борьба с административными правонарушениями должно осуществляться по следующим направлениям: экономическими и правовыми. Среди экономических решающую роль играет преодоление экономического кризиса, рост производства, увеличение производственного валового продукта, реальное повышение заработной платы работников, улучшение жизненного уровня населения. Среди правовых средств на борьбу с административными правонарушениями должны быть направлены профилактические меры и меры по привлечению несовершеннолетних правонарушителей к административной ответственности.

Профилактические мероприятия играют важную роль в предотвращении правонарушений, в наведении общественного порядка и дисциплины в обществе. Это отдельная тема весьма актуального исследования.

Не меньшую актуальность имеет проблема административной ответственности несовершеннолетних. С одной стороны законодательство должно быть гуманным в отношении несовершеннолетних правонарушителей, учитывая особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса, но с другой - постоянный рост правонарушений среди несовершеннолетних должно побудить законодателей искать более эффективных методов и средств борьбы с ними.

Так, в давние времена социальное и правовое сущность административных взысканий находилась в центре внимания юристов, государственных деятелей, философов, которые считали, что государственная власть обязана была применять к правонарушителям взыскания, прежде всего «грубо карательного характера и в нанесении правонарушителю определенных страданий ». Строгость и разнообразие административных взысканий наглядно подчеркивала бескомпромиссность государства в борьбе с правонарушителями, прежде всего, с позиции карательного воздействия. При этом жестокость наказания была обязательным, и даже главным, атрибутом любого административного взыскания (вспомним хотя бы тот факт, что как административное взыскание применялось даже тюремное заключение).

Однако дальнейшее развитие общественных отношений свидетельствует, что идея сдерживать правонарушителя, особенно несовершеннолетнего, за счет жестокости наказания (взыскания) бесперспективна. Г. Кригер  и А. Соловьев  отмечают, что несовершеннолетние правонарушители значительно легче поддаются исправлению И поэтому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно. Поэтому действующее законодательство по своей сути имеет целью не наказать несовершеннолетнего правонарушителя, а предупредить от совершения правонарушения и воспитать его. На первое место ставится убеждения и воспитания. Если проводить сравнение, то личность несовершеннолетнего - это дом, в котором заложены первые этажи- если данный подросток - правонарушитель, следовательно, его личность нуждается перестройки. Это создает необходимость применения к нему эффективной системы административных взысканий и мер воспитательного воздействия.