Управление Ростехнадзора по Калужской области

Учреждение здравоохранения: основы правового статуса. Часть четвертая

Статус учреждения здравоохранения

Первым внешним проявлением статуса учреждения здравоохранения как юридического лица является наличие у него устава, утвержденного в установленном порядке собственником или уполномоченным им органом. Этот учредительный документ определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации, задачи, функции и внутреннюю структуру учреждения здравоохранения.

Принимая решение о предоставлении учреждения здравоохранения района, города или области статуса учреждения соответствующей коммунальной формы собственности, совета или их исполнительные органы своим решением причисляли их к соответствующей формы собственности и утверждая их уставы, наделяли их правами юридического лица.

К моменту принятия законов Украины от 7 декабря 1990 «О местных совета народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» и от 7 февраля 1991 «О собственности» все учреждения здравоохранения принадлежали к единой государственной собственности и большинство из них (районного, городского, сельского и поселкового подчинения) статуса юридических лиц не имела (соответственно они не могли иметь отдельные счета в банковских учреждениях, их финансирование осуществлялось через централизованные бухгалтерии центральных районных больниц или управлений (отделов) здравоохранения исполнительных комитетов городских советов, не могли самостоятельно, по своему усмотрению решать вопросы своей деятельности).

С началом процесса «разгосударствления» в 1992-1994 гг. учреждений здравоохранения и предоставлением им статуса юридических лиц, последние, не имея соответствующего опыта, а порой понимая новые возможности, которые открывались перед ними, как бесконтрольность и вседозволенность, начали готовить проекты уставов и представлять их на утверждение, внося в них в сферу деятельности, кроме оказания медицинской помощи, и другие, в том числе и производственные и коммерческие виды деятельности. В некоторых случаях такие уставы учреждений здравоохранения были утверждены учредителями и зарегистрированы в соответствующих государственных органах, однако юридической силы они не получили - понятно, что основной задачей, для выполнения которого собственно и создается учреждение здравоохранения является оказание медицинской помощи пациентам, а не осуществление производственной или коммерческой деятельности. Поэтому в случаях выявления в уставах учреждений здравоохранения отклонения от основных задач на такие уставы были внесены соответствующими прокурорами протесты и перед учредителями поставлен вопрос о необходимости их приведение к требованиям действующего законодательства, прежде норм Конституции Украины и Основ законодательства Украины о здравоохранении. В судебной практике имели место случаи, когда суды признавали незаконным коммерческую деятельность, которую осуществляли учреждения здравоохранения.

Следовательно, учреждение здравоохранения не может осуществлять деятельность, которая приносит ему, кроме бюджетных, дополнительные средства. Такая деятельность может осуществляться не только в условиях недостаточности бюджета, а в силу полномочий. Вообще хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения не запрещена законодательством.

Проблема предоставления платных услуг учреждениями здравоохранения и зарабатывания ими дополнительных средств практически решена после принятия Конституционным Судом Украины решения от 25 ноября 1998 по делу № 1-29/98. Данным решением было, по сути, признаны неконституционными, а значит, и незаконным и соответственно отменены большинство положений о предоставлении платных услуг учреждениями здравоохранения, которые были установлены постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1996 № 1138 «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в государственных учреждениях охраны здоровья я и высших медицинских заведениях образования »! 13 с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 № 449, постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 № 989 Последние изменения (июль 2002) значительно уменьшили перечень платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.

Также решением Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 по делу № 1-13 / 2002 об официальном толковании положения ч. Из ст. 49 Конституции Украины, которое заключается в том, что «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно», решено, «что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предыдущего текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощи. Однако этим же решением указано, что перечень и порядок медицинских услуг, выходящих за пределы оказания медицинской помощи, которые будут предоставляться на платной основе в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, должны быть определены законом. Кроме того, 11 июля 2002 постановлением Кабинета Министров Украины утверждена Программа представления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, в которой приводится перечень видов бесплатной медицинской помощи.

Согласно ч. 2 ст. 16 Основ учреждения здравоохранения могут создаваться гражданами и юридическими лицами с различными формами собственности при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Практически все существующие учреждения здравоохранения были созданы соответствующими органами государственной власти - лишь в последние годы начали появляться медицинские учреждения, учрежденные гражданами и юридическими лицами.

В условиях децентрализации системы управления учреждение здравоохранения должно быть самоуправляемым, администрация должна обеспечивать самостоятельно, своими силами его эффективную работу в соответствии с его уставных задач.

Это касается, прежде всего, организации и предоставления населению медицинской помощи, найма и расстановки медицинских работников, планирования, финансирования деятельности, осуществление отчетности и т. п.

После вступления в силу Основами законодательства Украины о здравоохранении (15 декабря 1992 p.), учреждения здравоохранения начали шире привлекать к финансированию своей деятельности внебюджетные средства, вводить платные медицинские услуги, разворачивать другую хозяйственную деятельность. Этот процесс нашел свое отражение в уставах учреждений здравоохранения, которые они начали приобретать в 1993-1994 гг. и которыми, в частности, были предусмотрены возможности пользоваться банковскими кредитами, приобретать ценные бумаги, покупать за счет собственных и привлеченных средств движимое и недвижимое имущество, продавать, обменивать, сдавать в аренду, передавать во временное пользование здания, сооружения, помещения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, вести на хозрасчетных началах, промышленно-товарную, научную и другую работу, вести совместную с иностранными партнерами деятельность, не противоречащую целям и задачам учреждений здравоохранения.

Эти новые принципы и возможности деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях формирования рыночных отношений свидетельствуют о получении последним нового юридического статуса.

Согласно ст. 16 Основ независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, которое отвечает установленным государством единым квалификационным требованиям.

В современных условиях и в соответствии с действующим законодательством Украины, учреждение здравоохранения как первичное звено системы здравоохранения - это самостоятельный субъект права, наделенный, как правило, статусом юридического лица (кроме случаев, когда он не наделен таким статусом, о чем упоминалось выше). Он вправе самостоятельно планировать и осуществляли свою предусмотренную уставом деятельность, выступая от своего имени заключать незапрещенной законодательством соглашения, приобретать имущество, учреждать другие хозяйственные предприятия и организации (также могут заниматься предпринимательской деятельностью в сфере здравоохранения), вместе с другими субъектами права, в том числе и с зарубежными, осуществлять совместную деятельность, пользоваться другими правами и выполнять обязанности, а также нести юридическую ответственность за свои действия.