Управление Ростехнадзора по Калужской области

Юридические коллизии принципа несовместимости совмещение должностей народным депутатом Украины и международная практика. Часть четвертая

Депутатский мандат

Депутатский мандат может быть несовместим не только с выполнением публичных (государственных) функций, но и частных. Так, в США действие конституционной нормы относительно несовместимости распространяется на отдельные должности в корпорациях, находящихся в государственной собственности или под контролем образованных федеральным правительством органов.

Конституция Греции (ст. 57) устанавливает несовместимость должности парламентария с деятельностью руководителя предприятия, которое пользуется особыми привилегиями или государственной поддержкой, либо инвестируется государственными органами.

Во Франции избирательный закон закрепляет положение несовместимости с парламентскими мандатами руководителей в ряде отдельных частных предприятий, а именно: частные предприятия, которые пользуются поддержкой государства, либо публичных предприятий- финансовые общества хранения и кредитования- общества по продаже земельных участков для строительства и др.

Известно, что после своего избрания депутаты как в Украине, так и в других странах сохраняют тесные связи с организациями, которые лоббировали избирательную деятельность парламентария, а многие из них продолжают предпринимательскую или частную профессиональную деятельность. Возникает вопрос, насколько такая деятельность совместима с парламентским мандатом. Следовательно, парламенты некоторых стран ввели практику регистрации «приватных интересов» депутатов: депутат обязан информировать о такой деятельности. Член палаты общин в Великобритании обязан предоставить палате информацию о любой денежный интерес или материальную выгоду, которая теоретически может влиять на его поведение, высказывания, голосование в парламенте.

Анализ законодательства стран мира относительно принципа несовместимости совмещение должностей свидетельствует о том, что в странах с президентской или смешанной системой правления, к которым можно отнести Украину, законодательное закрепленные и выполняются нормы несовместимости сочетание парламентариями должностей. При сохранении тенденции возникновения прецедентов относительно статуса народного депутата после очередных выборов в парламент, в частности относительно нарушения принципа несовместимости сочетание парламентариями должностей, как следствие порождение решениями судебной системы юридических коллизий вопреки действующему законодательству - в Украине невозможно будет и впредь избежать коррумпированности в системе органов законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, образование юридических коллизий относительно принципа несовместимости сочетание народным депутатом должностей создает и углубляет правовые последствия, которые негативно влияют на формирование Украины как правового развитого демократического государства. Необходимо помнить, что перед Украиной поставлено очень много требований со стороны международных организаций, к членству в которых Украина будет в ближайшее время пытаться присоединиться. Но для обретения членства в них Украине необходимо соблюдать определенных требований, одним из которых (до того - главных) является соблюдение конституционного законодательства всеми ветвями украинской власти, а следовательно - и принятия законных решений со стороны государственных институтов власти.