Управление Ростехнадзора по Калужской области

Юридические коллизии принципа несовместимости совмещение должностей народным депутатом Украины и международная практика

Совмещение должностей

В настоящем реалии политической, экономической и общественной жизни в мире определяют условия, при которых функционируют представительные органы. Конституции большинства стран мира предусматривают работу парламентария на постоянной основе на период осуществления депутатом своей деятельности. Наряду с этим одним из основных принципов института парламентаризма является принцип несовместимости представительского мандата парламентария, в основу которого положены ограничения занятие определенных должностей парламентариями на время исполнения ими своих представительских функций в парламенте.

В Украине, согласно ст. 78 Конституции Украины и ст. 1 Закона Украины «О статусе народного депутата», сказано, что народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Кроме того, в ст. С указанного закона закреплены нормы несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, а именно: быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти- иметь другой представительский мандат или одновременно находиться на государственной службе- занимать должность городского, сельского, поселкового председателя. Заниматься какой - либо, кроме депутатской, оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время- привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью- входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющей целью получение прибыли.

Вместе с этим во второй частные ст. С Закона закрепляется обязанность народного депутата соблюдать требований и ограничений, установленных данным законом.

Однако политические процессы, происходящие в Украине в последнее время, прежде после избрания нового состава Верховной Рады Украины, порождают новые прецеденты - с одной стороны, а с другой - создают определенные юридические коллизии вокруг статуса народного депутата Украины, в частности принципа несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности. Во время последних выборов в парламент, которые состоялись 31 марта 2002 p., Центральной избирательной комиссией Украины было зарегистрировано народным депутатом нового состава Верховной Рады Украины XIV созыва голову Высшего совета юстиции Украины (далее ВСЮ). Новоизбранный народный депутат не сложит полномочия председателя. Высшим советом юстиции было принято решение о пребывании его на занимаемой должности на общественных началах в сентябре 2002. Однако, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании полномочий и способами, закрепленными в Конституции и законах Украины. Как отмечалось, нормы несовместимости депутатского мандата закреплены в ст. 78

Конституции Украины и ст. С Закона Украины «О статусе народного депутата». Кроме того, Закон Украины «О Высшем совете юстиции» также прямо указывает, что председатель, заместитель председателя, секретари работают в этом государственном органе на постоянной основе. Согласно ст. 25 Закона Украины «О государственной службе» и постановления Кабинета Министров Украины от 27.06.1998 г. № 960, председатель ВСЮ принадлежит к государственным служащим первой (высшей) категории. Исходя из этого, нормативно закреплено, что одно и то же лицо не может быть одновременно народным депутатом Украины и занимать должность председателя ВСЮ.

Кроме того, следует привести правовую позицию Конституционного Суда Украины, который своим решением по делу о совместимости совмещение должностей народного депутата Украины и члена Кабинета Министров Украины № 14-рп от 4.07.2002 г. констатировал: «Любая работа, осуществляемая на постоянной основе, исключает ее совмещение с определенными должностями в органах государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих работу на той же основе ». Таким образом, народный депутат не может занимать должность председателя ВСЮ ни на постоянной основе, ни на общественных началах.