Управление Ростехнадзора по Калужской области

Юридические коллизии принципа несовместимости совмещение должностей народным депутатом Украины и международная практика. Часть вторая

Принципа несовместимости должностей

Согласно ст. 5 Закона Украины «О статусе народного депутата», в случае, если парламентарий, который назначен на государственную должность, не сложил своих полномочий, Председатель Верховной Рады Украины обращается в суд для решения вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий.

В данном случае по обращению Председателя Верховной Рады Украины в суд о досрочном прекращении полномочий народного депутата решением суда было установлено, что народный депутат исполняет обязанности председателя Высшего совета юстиции на общественных началах без оплаты выполняемой работы, а на постоянной основе народный депутат работает в Верховной Раде Украины, где лежит его трудовая книжка и он получает заработную плату. При этом, анализируя положения Закона «О Высшем совете юстиции» суд определил, что «ч. С ст. 19 этого закона предусматривает, что народные депутаты, которые назначены на должности, предусматривающие выполнение работы на постоянной основе, а именно на должности председателя ВСЮ, не касаются Высшего совета юстиции. Поэтому эта специальная норма определяет правомочность пребывания народных депутатов в составе ВСЮ и занятию соответствующих должностей».

За правовой оценкой заслуженного юриста Украины, члена Высшего совета юстиции назначенного от Верховной Рады Украины Н. Мельника, «положения ч. Из ст. 19 Закона Украины «О высшем совете юстиции», который интерпретировал в своем решении суд, исключает командировке народных депутатов Украины в Высший совет юстиции для работы на постоянной основе с сохранением должности депутата и соответствующих льгот.

По мнению Мельника, очевидны нормы указанного выше положения, предполагаемого в законе, которые обуславливаются правовым статусом народного депутата Украины. Депутатом не может храниться его должность, если он оставляет парламент и идет работать в другой орган на постоянной основе. Конституция Украины и Закон Украины «О статусе народного депутата» не предусматривают нормы приостановлении полномочий народного депутата, возможно лишь их досрочном прекращении. В противном случае, проработав определенное время в государственном органе, народный депутат возвращался бы в Верховную Раду Украины на сохранившиеся за ним должность и становился 451-м депутатом. Это идет вопреки конституционным устоям государственного устройства страны.

Кроме этого, характеризуя прецедент о совместимости должностей народного депутата и председателя ВСЮ, необходимо привести решение Апелляционного суда г. Киева от 18.10.2002 p., однозначно установил тот факт, что народный депутат Украины исполняет обязанности председателя ВСЮ не на постоянной основе, как того требует закон, а на общественных началах. Т. е. в судебном порядке установлено, что народный депутат Украины незаконно занимает должность председателя Высшего совета юстиции.

По нашему мнению, коллизия, которая образовалась вокруг нарушение принципа несовместимости совмещение должностей народного депутата и председателя ВСЮ, порождает проблему формирования судейского корпуса на законных принципах и создает проблему легитимности правосудия. Она прямо выходит на обеспечение судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина.

Правовые последствия этой коллизии порождают: 1) признание нелегитимными решение Высшего совета юстиции, которые подписаны главой, не имея законных оснований пребывания на этой должности- 2) признание нелегитимными назначения или увольнения с должностей судей и соответственно вынесения ими постановлений, судебных решений, 3) признание нелегитимными решений, принимаемых на основании документов, подписанных председателем ВСЮ, а именно: указов Президента Украины и постановлений ВР Украины о назначении судей.

Международная практика применения конституционного законодательства признает депутатский мандат несовместимый с занятием другими видами деятельности. Несовместимость означает, что лицо, занимающее определенную должность при избрании его членом парламента, должна выбрать: оставить занимаемую должность или отказаться от депутатского мандата. В большинстве развитых стран депутатский мандат несовместим с выполнением государственных и частных функций. Главная цель заключается в том, чтобы гарантировать большую свободу и независимость депутата при выполнении им функций в парламенте, избавить его от влияния со стороны правительства и частных интересов (правила о несовместимости). Общие положения принципов несовместимости устанавливаются конституциями стран, однако иногда некоторые конституции не содержат необходимой определенности.