Управление Ростехнадзора по Калужской области

Хозяйственно-правовой бюрократизм в рыночных условиях. Часть третья

Последствия правового бюрократизма

Негативные последствия хозяйственно-правового бюрократизма сдерживают перспективное развитие экономики и производства Украины. По прогнозным данным Всемирного банка, валовой продукт, например, Китая, к 2020 г. составит в пересчете по паритету покупательной способности юаня около 20 триллионов долларов, валовой внутренний продукт США будет примерно вдвое меньше, а России - составит всего лишь 2 триллиона до-ларей. С учетом негативных процессов хозяйственно-правового бюрократизма трудно предсказать валовой внутренний продукт Украины к указанному сроку.

Классический мировой опыт показал, что переходный период - это хозяйственно-правовая трансформация государственности и экономики. Правовая трансформация включает наличие законодательства, которое обеспечивает становление, функционирование и развитие рыночных хозяйственных отношений и инфраструктуры: денежной единицы, банковской, налоговой систем, бирж, предпринимательства. В США образно сравнивают переходный период в Украине с молодым вином в старых мехах. Государственная консервативная бюрократия во всех властно-исполнительных структурах не может быть эффективной в реформировании Украины. По сравнению с государственным сектором хозяйства негосударственный сектор экономики является наиболее эффективным. Например, около 80 промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях. Частному сектору относятся 95 сельскохозяйственных угодий и 99 аграрной продукции производит частный сектор.

Бюрократизм проник к правовой системе и стал ее составной частью. Бюрократизированная правовая система приспособлена для нужд правящего круга лиц и успешно охраняет их. Что за феномен - бюрократизм права? Он включает, считаю, правовую диктатуру аппарата управления, неконструктивную правотворчество и неэффективное законодательство, консерватизм юридической науки, формирует у граждан психологию пассивности. Субъекту хозяйствования трудно реализовать конструктивные замыслы. На каждом творческом шаге на него подстерегают бюрократические препятствия. Они, как стена, предстают перед ним в виде правовых запретов и ограничений. Это сковывает инициативу и ограничивает самостоятельность предпринимателя, препятствует развитию рыночных отношений, выхолащивает сущность и содержание радикальной трансформации государственности и экономики.

Аппарат управления не может добровольно отказаться от власти, собственности и привилегий, гарантированных ему правом. Бюрократическая система медленно и уверенно реализует собственную программу, разрушает реформирования страны, превращает процессы созидания в миф. В. Медведчук считает, что причиной неэффективности украинских реформ стали непоследовательность, слабоволия и непрофессионализм значительной части украинской элиты.

Национальную хозяйственную предприимчивость крепко сдерживают бюрократизм права и бюрократизм аппарата управления. Для активного развития рыночных механизмов следует отделить экономику от политики и государственности. С целью создания и обеспечения рыночной правовой инфраструктуры необходимо иметь профессиональное законодательство о регулировании национальных и местных особенностей развития экономики, бирж и банков, налоговой деятельности. В условиях политизированной экономики хозяйственно-правовой развитие страны по-прежнему находится в подчинении чиновников и номенклатуры.

Анализ экономического состояния Украины показал, что положительные сдвиги в национальной экономике еще не вступили стабильного и конструктивного характера. Этому препятствуют низкая конкурентоспособность украинского экспорта- неэффективность законодательного обеспечения предпринимательства- неразвитость базовых институтов экономики- бюрократическое вмешательство в хозяйственные процессы- высокий уровень риска для инвестиций. По этой и другим причинам удельный вес Украины во внешнеторговом обороте ЕС составляет 0,42. Поэтому большинство экспертов (77) критически оценивает динамику контактов Украины с Европейским Союзом. Эксперты определили три главных сдерживающих фактора: низкий уровень экономического развития страны и недостаточные темпы реформы (92)- высокий уровень коррупции (90)- несовершенство налоговой политики, непрозрачность и нестабильность хозяйственного законодательства (90) .

Искоренение бюрократизма хозяйства - длительный реформистский процесс, тяжелый и дорогой. Реформистские процессы хозяйствования - это постоянный поиск, определение и отбор конструктивных экономико-правовых средств для улучшения управления экономикой, повышение эффективности производства и развития научно-технического прогресса страны. Однако стоит, как показывает мировой опыт, признать, что бюрократизм в любых проявлениях был, есть и будет, но необходимо уменьшать негативные последствия его влияния. В этих целях могут быть полезными, считаю, некоторые рекомендации, например, конкурсный отбор лиц на руководящие должности и пропорциональная ответственность за нарушение служебных полномочий, контроль за результатами деятельности аппарата управления и его периодическая отчетность о последствиях руководства- заполнения деклараций о доходах и расходах должностных лиц и их семей- прозрачность деятельности руководителей в средствах массовой информации- конструктивная критика оппозицией действий власти- престижная заработная плата в сфере управления.

В Украине не существует нормативных актов по искоренению бюрократизма и методик определения убытков от его последствий. Нужен Закон «О мерах по искоренению бюрократизма», в котором следует определить сущность, содержание, последствия, условия зарождения бюрократизма- указать меры по предотвращению причинам его зарождения. Для реализации закона необходима программа, где будут определены конкретные социально-экономические, правовые и другие меры для недопущения и устранения условий и последствий бюрократизма. Программа станет комплексным документом, и в ее разработке следует привлечь ученых и практиков-юристов, экономистов и специалистов в сфере управления. Программа должна быть финансово обеспечена и утверждена Верховной Радой. Необходимо учитывать и вычислять потери от бюрократизма, а потому является полезной методика учета и определения убытков от негативных последствий фактов бюрократизма. Такую методику смог бы разработать Донецкий институт экономики и хозяйственного права.

Рыночная экономика - это новая экономика, для формирования которого необходимо новое право. Для создания нового права нужны новые знания. Новые экономика и право ведут к ликвидации географических и национальных границ в экономическом и правовом пространстве. Полезно выработать национальную модель формирования нового права, которое обеспечивает функционирование новой экономики. Новая экономика требует нового правового регулирования и возникновения таких дисциплин, как предпринимательское, налоговое, земельное право- правовой менеджмент- хозяйственная ответственность субъектов предпринимательства и т. д.