Управление Ростехнадзора по Калужской области

Хозяйственно-правовой бюрократизм в рыночных условиях. Часть вторая

Бюрократизм в рыночных условиях

Следует различать радикальную и консервативную бюрократию. В чем отличие? Они отличаются по целям, методам и результатам деятельности. Радикальная бюрократия необходима государству. Без радикальных и профессиональных специалистов государству не обойтись. Аппарат этой бюрократии эффективно руководит реформаторскими процессами, генерирует конструктивные идеи, реализация которых обеспечивает развитие государства. Представители реформаторского аппарата всегда в поиске нового. Они - активные сторонники радикальных изменений. Удельный вес реформаторов в управленческом аппарате невелик. Консервативная бюрократия олицетворяет догматическую часть управления. Консерваторы формируют привычку к штампов и стереотипов, неприятие новизны и неприятие таланта, их в аппарате управления, как правило, - большинство. Консервативный аппарат принимает командные решения, экономически не обоснованы и финансово не обеспечены.

Что за явление - бюрократизм хозяйствования? Он представляет собой совокупность специфических средств управления, реализация которых негативно сказывается на результатах деятельности. Специфика бюрократического управления состоит в том, что оно порождает формализм и карьеризм, диктат и пассивность, некомпетентность и беспринципность, высокомерие, кабинетный стиль работы и административно-командные методы. Бюрократизм хозяйствования подавляет инициативу, порождает приспособленчество, протекционизм и произвол, взяточничество, интриги и волокиту, перестрахование и приписки, безразличие к людям, застой, должностное трусость.

Следует различать социально-экономические, управленческие и правовые, политико-идеологические условия бюрократизма. Социально-экономическими условиями бюрократизма является монополизм в экономике и производстве- тщательное регламентирование и администрирование в экономических и производственных отношениях- острые проблемы экономического развития страны- недостаточное удовлетворение материальных и социальных потребностей граждан- неэффективная система заработной платы, нарушения принципов социальной справедливости. Управленческие и правовые условия бюрократизма порождают некомпетентность и безответственность аппарата управления, несовершенство процесса подбора и назначения кадров, отсутствие учета последствий управления, неэффективность правовой защиты субъектов хозяйствования от бюрократического давления и правовых средств в искоренении причин и условий бюрократизма хозяйствования. Политико-идеологические условия бюрократизма включают консерватизм и догматизм в моральной сфере- «советизацию» страны- неразвитость политической оппозиции и демократических принципов- низкую образованность и просвещение граждан- отсутствие интеллектуальной инициативы по борьбе с причинами и условиями бюрократизма.

Бюрократизм аппарата управления и бюрократизм права, по моему мнению, формируют бюрократизм хозяйствования. Основой последнего является несовершенное право, которое создает источники и условия формирования бюрократизма, закрепляет льготы и привилегии аппарата управления, защищает корпоративные интересы правящей элиты. Нестабильное законодательство является правовым источником становления и развития бюрократической системы во всех сферах деятельности Украины. Несовершенное и неэффективное право дает аппарату управления возможность оказывать хозяйственное произвола.

Последствия бюрократизма хозяйствования разрушают экономику и правопорядок, чем государству причиняются колоссальные потери. За 1999-2000 годы объем ВВП сократился в 2,3 раза, продукция промышленности - в 1,6- сельского хозяйства - в 1,9- инвестиции в основной капитал - в 4- жилищное строительство - в 3,1 раза. Происходит экспансия на национальный рынок товаров, аналогичных украинским, что затрудняет развитие собственного хозяйства . За период независимости Украина получила почти 11 млрд. долларов кредитов. Лишь в последние годы имеет место определенный рост ВВП, а в 2000 г. ВВП составил лишь треть ВВП 1990 p. Следовательно, эффективной отдачи от получения кредитов экономика Украины не получила. Например, внутренний национальный продукт Украины равен продукта компании «Сименс» .

Бюрократизм хозяйствования препятствует формированию мелкого и среднего бизнеса в Украине, который составляет у нас 10, а в развитых странах достигает 70. Мировой опыт хозяйствования показал, что бюрократическая модель управления особо вредна в процессе становления и формирования рыночных отношений. Советско-бюрократическая система государственности и хозяйствования сформировала механизм торможения всего прогрессивного. За годы национального возрождения Украины бюрократизм не исчез. Сейчас бюрократизм достиг наивысшего апогея, пика и расцвета. Сегодня его особенно трудно искоренить. Нельзя надеяться, что бюрократическая система под влиянием программ преобразования трансформируется, изменит мышление, станет честнее и благороднее, а в дальнейшем отомрет автоматически. Этого не произойдет. В процессе борьбы за свое выживание она станет агрессивной и изобретательнее. В переходный период и в условиях формирования рыночных методов экономики право, считаю, все еще способствует бюрократизации государственных структур, обеспечивает защиту интересов правящего аппарата. Хозяйственно-бюрократический диктат, длительное время сковывал экономическую инициативу и волю граждан, отчуждал их от собственности, деформировал законодательство и вывел из строя профессиональные и реформистские методы правового регулирования экономики, производства и социальной жизни людей. Правящая консервативная бюрократия заложила в основу законодательства свою идеологию, свои идеалы и принципы. В этих условиях узаконенное беззаконие стало методом деятельности аппарата управления. Консервативная бюрократия легко присвоила себе право от имени государства управлять политическими и хозяйственными процессами для личной выгоды.