Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовое регулирование Интернет-отношений. Часть вторая

Правовое регулирование Интернет-отношений

Среди разнообразных отношений, возникающих при применении Интернет-технологий, необходимо отделить те, которые по своей природе воспринимают правовое нормирование, то есть могут стать правоотношениями. Сразу надо указать, что среди специалистов (прежде всего в технической сфере) существует крайне негативное отношение к самой идее правового регулирования отношений, возникающих в Интернет-среде. В Сети даже была распространена «Декларация независимости киберпространства» (автор - Джон Барлоу), в которой провозглашалось право на свободу Интернет-пространства и принцип невмешательства одной из стран в регулировании Интернет-отношений.

Сторонники такой позиции считают, что Сеть должна остаться «чистой» от законодательного нормирования и составлять зону свободного передвижения информации, идей, мыслей, высказываний и т. д. Впрочем, такой несколько «идеализированный» взгляд на дело последнее время претерпел значительного давления. Нарушение личных и имущественных прав, даже преступные действия, возникшие с помощью Интернет-технологий, наглядно показали, что Интернет не может быть только зоной свободы человека и с необходимостью становится объектом правового вмешательства. Кроме того, свобода никогда не означала хаоса, а правовое регулирование не обязательно связано с установлением запретов и ограничений. Поэтому мысль о выводе Интернет-отношений за пределы правового регулирования является просто безосновательной.

Другое дело - какой будет концепция регулирования Интернет-отношений в той или иной стране, в какой мере и с помощью каких именно средств государство будет влиять на их формирование. Диапазон решения этого вопроса является значительным. С одной стороны, практически полный запрет доступа граждан к Интернету (опыт Китая), с другой - практически полная компьютеризация и разрешение на размещение в Интернете любой информации, даже связанной с пропагандой нацизма (США). Украина только определяется по отношению государства к Интернету и возможности государственного влияния на развитие Интернет-отношений, поэтому делать определенные выводы пока рано. Основными нормативными актами, непосредственно определяют сегодня направления регулирования Интернет-отношений в Украине, является Указы Президента Украины «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине» от 31 июля 2000  и «О мерах по защите информационных ресурсов государства» от 10 апреля 2000 . Специальный раздел - «Государственное управление в сфере телекоммуникации» содержит проект закона «О телекоммуникациях». Определенное значение для развития отношений, возникающих в Сети имеют также законы Украины «О защите информации в автоматизированных системах» от 5 июля 1994 , «О научно-технической информации» от 25 июня 1993 , « О национальной программе информатизации »от 4 февраля 1998 , « О концепции Национальной программы информатизации »от 4 февраля 1998  и некоторые другие.

Надо отметить еще один важный момент. В специальной литературе нередко можно встретить высказывания о полной неурегулированности отношений, которые существуют сегодня в Сети. По мнению авторов, необходимо создание специальных правовых норм, которые бы регулировали Интернет-отношения так сказать «с нуля». Например, С. Переслегин отмечает, что римское право, законы Хаммурапи, Русская правда, Кодекс Наполеона не регулировали отношения, объектом которых выступает информация. Поэтому имеем дело с тем редким случаем, «когда не существует освященной веками традиции и создавать« информационный кодекс, оглядываясь только на общественную целесообразность, европейские ценности и принципы права».

С этим трудно согласиться. Большинство отношений, возникающих в Интернет-пространстве, хотя и имеют определенные особенности (порой очень важные), по своей сути является все же такими, к которым в полной мере могут быть приспособлены устоявшиеся юридические конструкции, термины и принципы. Например, одной из наиболее актуальных сегодня является проблема электронной подписи, который должен свидетельствовать сделки, заключаемые в Интернете. Действительно, этот вопрос возник только в последнее время в связи с возникновением электронной формы сделок. Поэтому требуется разработка специальных правовых механизмов, которые бы давали возможность обеспечить юридическую сторону их заключения. Однако другие традиционные правовые средства, применяемые при заключении и осуществлении сделок вполне приемлемыми и для Интернет-отношений. Это касается таких юридических категорий как оферта, акцепт, состав гражданского правонарушения, убытки, обязательства, просрочка выполнения т. д. Разрабатывать эти элементы специально для Интернет-отношений нет необходимости. Анализ отношений, возникающих в сфере электронного бизнеса, свидетельствует, что они по своей природе являются гражданско-правовыми отношениями купли-продажи, поставки, перевозки, предоставления услуг и т. п.

Аналогичная ситуация складывается и в других сферах. Так, в юридическом обороте возникло понятие «компьютерного преступления». В широком смысле оно означает преступление, было совершено с использованием Интернет-технологий. Новый Уголовный кодекс Украины также предусматривает ответственность за действия, связанные с незаконным вмешательством в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей, хищением, присвоением, вымогательством компьютерной информации, нарушение правил эксплуатации автоматизированных электронно-вычислительных систем (статьи 361-363 Уголовного кодекса Украины). Впрочем, не вызывает сомнения, что к «компьютерных преступлений» в полной мере могут применяться общие положения уголовного права относительно объекта, субъекта, состава преступления, уголовной ответственности и т. д.