Управление Ростехнадзора по Калужской области

Общественные работы в системе наказаний, не связанных с лишением свободы: общая характеристика и пути совершенствования. Часть вторая

Общественные работы в системе наказаний

Изучение уровня повторной преступности через два года после окончания действия наказание в виде общественных работ показало, что оно не приводит к росту рецидива, наоборот, делает его значительно ниже, чем у лиц, отбывших тюремное заключение. Например, сравнительное изучение в Дании в начале 90-х годов лиц, к которым были применены общественные работы, и тех, которые отбыли недолговечны заключения, подтвердило, что 42 процента лиц, отбывших общественные работы, и 54 процента тех, отбывшие наказание в виде лишения свободы, совершивших повторное преступление в течение двух лет.

Аналогичное исследование в Норвегии выявило, что 25 процентов лиц, отбывших общественные работы, 35 процентов лиц, имевших отсрочку исполнения приговора, и 50-60 процентов лиц, отбывших тюремное заключение, совершили в течение двух лет повторные преступления.

Следовательно, эффективность данной санкции вполне очевидна. Поэтому можно лишь положительно оценивать введение в новый УК Украины норм, касающихся общественных работ.

Общественные работы среди основных наказаний признаются более мягкими, чем исправительные работы, ограничение по военнослужащих, арест, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. В свою очередь они являются более строгим видом наказания, чем штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (последние два вида наказаний могут применяться как основные, так и дополнительных).

Характеризуя общественные работы, отмечу, что это один из видов наказания, при выполнении которого лицо принудительно привлекается к труду. Следовательно, их содержанием является возложение на осужденного трудового обязательства, от количества, характера и условий которого он уклониться не может.

Согласно ст. 56 УК Украины, общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Устанавливаются они на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и происходят не более четырех часов в день.

Общественные работы не могут быть назначены всем осужденным. Ограничения в отношении круга лиц, которым может быть установлен данный вид наказания, касаются лиц, признанных инвалидами первой или второй групп, беременных женщин, лиц, достигших пенсионного возраста, а также военнослужащих срочной службы.

В некоторых зарубежных странах общественные работы не применяются также к женщинам, имеющим детей в возрасте до семи (ч. 4 ст. 44 УК Грузии) и до восьми лет (ч. 4 статьи 49 УК Российской Федерации, п. С ч. 4 статьи 47 УК Азербайджанской Республики). На мой взгляд, этот опыт является положительным и его следует учесть при совершенствовании отечественных уголовно-правовых норм. Следовательно, необходимо дополнить перечень лиц, которым общественные работы не назначаются (ч. ст.56 УК Украины), следующим положением: женщины, имеющие детей в возрасте до семи лет. Такая норма, в случае внесения ее в Кодекс, будет еще одним проявлением гуманизма к лицу, совершившему преступление, и ее ребенка, способствовать созданию нормальных условий для содержания и воспитания детей таких лиц.

В контексте нашего исследования интересным представляется еще одно положение, содержащееся в уголовном законодательстве других стран, в частности, Франции. Оно касается обязанности осужденного проходить медицинское освидетельствование перед выполнением работы. Последнее проводится для того, чтобы выяснить, нет ли у осужденного болезни, опасной для других работников, и убедиться в том, что он с медицинской точки зрения пригоден к работе, на которой его предполагается использовать (п. 2 ч. 1 ст. 132-55 УК Франции).

Следовательно, предлагаю отдельной частью ст. 56 УК Украины записать следующее: «При назначении наказания в виде общественных работ суд должен обязать осужденного пройти медицинское освидетельствование на предмет отсутствия у него болезни, опасной для других работников, и пригодности к работе, на которой его предполагается использовать».

Интересно, что отечественный закон об уголовной ответственности предусматривает возможность назначения общественных работ не только взрослым лицам, но и несовершеннолетним. Впрочем, соответствующие уголовно-правовые нормы, на мой взгляд, требуют совершенствования.

Известно, что несовершеннолетние нуждаются в усиленной уголовно-правовой охраны. В этой связи законодатель Украина в новом УК впервые выделил раздел (XV), посвященный особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В нормах этого раздела находит свое воплощение идея менее строгой ответственности несовершеннолетних по сравнению со взрослыми, а, следовательно, реализуются принципы справедливости, гуманности наказания и экономии уголовной репрессии.

С целью улучшения уголовно-правовой защиты несовершеннолетних предлагаю усовершенствовать нормы УК об общественных работ следующим образом:

- Предусмотреть посильный характер общественных работ для несовершеннолетних (как это сделано в УК Российской Федерации - ч. З ст. 88)-

- Установить необходимость проведения медицинского осмотра несовершеннолетних перед началом отбывания наказания в виде общественных работ.

Следовательно, предлагаю ч. 1 ст. 100 УК Украины изложить в следующей редакции: «Общественные работы могут быть назначены несовершеннолетнему в возрасте от 16-ти до 18-ти лет на срок от тридцати до ста двадцати часов и заключаются в выполнении несовершеннолетним посильных для него работ в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать двух часов в день. Перед началом отбывания наказания в виде общественных работ несовершеннолетние подлежат обязательному медицинскому осмотру ".