Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблемы становления государственности в период перехода: аспекты формирования правового государства

Третий подход ассоциируется с формированием и функционированием либерального государства в переходный период, который базируется на том, что задачи и функции государства сведены исключительно к "обеспечению общества только всем самым необходимым". Этот подход на Западе в политико-идеологическом аспекте самый распространенный и считается самым перспективным при переходе от плановой, централизованной экономики к рыночной, децентрализованной, от социализма к капитализму. Современная же практика проведения либеральных реформ в Украине, России, в других постсоветских странах свидетельствует, что внедрение либеральных идей на постсоветском пространстве нанесло немало убытков в экономической сфере, привело к резкому спаду жизненного уровня значительной части населения. Согласно главным постулатом либерализма государству в сфере экономики отводится роль только "ночного сторожа".

Идеи либерализма были сформулированы еще в конце XVII - начале XIX в. известным идеологом буржуазии англичанином И. Бентамом (1748-1832). Он был родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVII в. (Гельвеция, Гольбаха). По мнению И. Бентама назначение правительства - гарантировать прежде безопасность и собственность подданных государства, то есть выполнять главным охранную функцию.Он считал, что правительство не имеет права определять что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более навязывать индивиду такое представление и что бы то ни стало осчастливить его. Он считал очень нежелательным вмешательство государства в сферу экономики, поскольку это, по его Дуку, может привести к нежелательным результатам.Применение на постсоветском пространстве идеи "государство - ночной сторож", невмешательства государства в экономические процессы привело к очень негативным последствиям. Это, безусловно, не лучшее влияние на отношения в политической сфере, в становлении институтов народовластия, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, особенно конституционных социально-экономических прав.

Основоположник либерализма И. Бентам выступал не только за демократизацию государственной власти, но и всей политической системы, счел нужным расширить избирательное право, а также предоставить его женщинам. По его мнению, с помощью институтов демократии (в том числе таких как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.д.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти. Это идеи, которые следует активно внедрять на практике. Вместе бессмысленно принижать роль государства в экономических процессах, поскольку ее невмешательство в экономику негативно влияет и на достаточно широкий спектр общественных отношений, в том числе в политической сфере, в становлении институтов народовластия. Нужно учитывать, что внедрение на постсоветском пространстве идей либерализма не было воспринято большинством населения, негативно повлияло на отношения в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Четвертый подход к определению роли и места государства в переходный период от социализма к капитализму ассоциируется с функционированием социал-демократического государства, характерной чертой которой является высокая степень ее ответственности перед населением. На постсоветском пространстве происходит осознание политической элитой необходимости активизации социальной деятельности государства. В конституциях закрепляется, что соответствующее государство является социальным. Такова государство, "который стремится и способна осуществить политику, направленную на обеспечение гражданских прав для всех членов общества, обеспечение условий для достойной жизни людей, а также создать условия для свободного и всестороннего развития личности и обеспечить реализацию воплощенных в законной форме интересов каждого гражданина с интересами всего общества ". Социальное государство обязуется обеспечивать социальную справедливость, благополучие своих граждан, их социальную защищенность. Цель такого государства - создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум, способствовать увеличению количества мелких и средних собственников, заботиться об образовании, семье, медицинское обслуживание, постоянно улучшать социальное обеспечение и тому подобное. Социальное государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму социальную различие, и на этой основе достичь социального мира в обществе. Объектом социальных устремлений государства является человек, его разносторонние потребности и интересы, социальный комфорт и социальное самочувствие. Высшая цель социального государства - создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека, т.е. его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. В рамках этой цели реализуется государственная поддержка слабкозахищених в социальном плане групп населения.