Управление Ростехнадзора по Калужской области

Повышать эффективность функционирования учебных заведений последипломного образования юристов. Часть вторая

Функционирование учебных заведений

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня эти, как правило, ведомственные государственные учебные заведения, самостоятельно неспособны справиться с этой сложной задачей. Отсутствие единой государственной политики в данной сфере образования, специальной программы повышения квалификации юристов (в том числе и концепции развития последипломного юридического образования) приводят к полной обособленности этих учебных заведений как друг от друга, так и от Министерства образования и науки Украины, формирование узковедомственные подхода к учебному процессу, корпоративной замкнутости. Даже Положения об указанных учебные заведения утверждаются руководителями юридических ведомств единоличное без всякого согласования с Министерством образования и науки Украины. В большинстве этих заведений отсутствует надлежащая материальная база. В библиотеках нет необходимого количества специальной литературы.

Чрезвычайно сложной для данной категории учебных заведений остается проблема комплектования квалифицированными научно-педагогическими кадрами, поскольку характер и специфика их деятельности требуют от преподавателей обязательного наличия высокой теоретической подготовки (ученой степени или ученого звания) в сочетании с наличием практического опыта работы по конкретной юридической специальности. Даже в столице нашего государства эта проблема стоит очень остро, где подавляющее большинство учебных заведений последипломного образования юридического профиля не имеет ни аспирантур, ни специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, то есть не может самостоятельно готовить свои собственные научно-педагогические кадры. В этой связи ряды докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов пополняются в этих учебных заведениях стихийно. Не все они имеют опыт работы по профилю учебного заведения последипломного образования, вследствие чего не должным ориентируются в сложных вопросах судебной практики, работы следователей, прокуроров, органов милиции, безопасности, таможенной службы и др. С целью исправления такого положения в учебный процесс систематически привлекаются практические работники юридических ведомств, которые в свою очередь не имеют ни теоретической, ни педагогической подготовки и сводят занятия до уровня обмена опытом работы. Они в основном отражают и фиксируют практику, не указывая научных основ ее изменения и усовершенствования. При таком положении дел качество повышения квалификации юристов не может быть высокой.

Есть и другие, достаточно важные проблемы, связанные с несовершенством организации учебного процесса в учебных заведениях последипломного образования юридического профиля. Они касаются сроков обучения в этих заведениях (сегодня эти сроки определяются самими руководителями центральных юридических ведомств и не являются стабильными, учебных программ, учебных и учебно-тематических планов, которые не отражаются достаточным научным уровнем). Эти документы утверждаются, как правило, руководителями управлений (отделов) подготовки кадров центрального аппарата ведомства, которые не имеют опыта работы в высших учебных заведениях. Этими же сотрудниками решаются вопросы о создании новых структурных подразделений в учебном заведении (кафедр, отделов, лабораторий, кабинетов и т. д.). Они непосредственно контролируют и оценивают работу учебного заведения, качество преподавания отдельных дисциплин и обучения слушателей.

Не отвечает современным требованиям и связь учебных юридических учреждений последипломного образования по вузовской и академической юридическими науками. Создание совместных лабораторий для научных исследований и выполнения заказов юридических ведомств - кратчайший путь для преодоления этого недостатка. С целью улучшения учебного процесса и усиление научного потенциала можно объединить отдельные ведомственные учебные заведения последипломного образования в единые большие учебные комплексы, что позволит улучшить качество обучения слушателей и плодотворно работать над подготовкой собственного склада (корпуса) научно-педагогических кадров. Сегодня такое объединение является не только возможным, но и необходимым. В первую очередь это касается учебных заведений правоохранительных органов Украины, которые, выполняя совместную публичную функцию - борьбу с преступностью, представляют собой целостную функциональную численность взаимосвязанных, взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих структурных элементов, т. е. такую совокупность государственных органов, которая соответствует понятию системы и основным ее характеристикам. Причинно-диалектическое единство этих органов, где властные полномочия одного из них сбалансированы компетенцией другой, делает невозможным самостоятельное существование каждого из них, а взаимодействие и общность действий превращает в смысл их деятельности. При таком состоянии деятельность учебных заведений последипломного образования правоохранительных органов в изоляции друг от друга является нецелесообразной.