Управление Ростехнадзора по Калужской области

Специфика переходного этапа развития государства с точки зрения проблем народовластия

Украина, как и другие государства на постсоветском пространстве, сделала свой демократический выбор, и после "оранжевой революции" продолжается поиск оптимальной модели развития, продолжается процесс реформирования в различных сферах общественной жизни.  В основу ставится борьба с коррупцией, поддержка и развитие мелкого и среднего бизнеса, отстранение власти от бизнеса, проведения административно-территориальной реформы. Следует учитывать, что основополагающим критерием оценки полезности и прогрессивности всех реформистских (эволюционных) и революционных преобразований, осуществляемых государством в переходный период является благоприятный их влияние на дальнейшее развитие экономики, науки, культуры, институтов народовластия, политической активности населения, гарантирование прав и свобод граждан. Если этого не достигнуто, то резко снижается доверие к власти, ее институтов.

В научной литературе разрабатывают возможной оптимальную модель роли государства и права в переходный период, или же "идеального типа перехода к демократии". По замыслу ее авторов, эта модель должна сочетать в себе на разных стадиях реализации одновременно и черты либерализма, и социал-демократизма. Считаем, что на сегодняшнем этапе развития это наиболее взвешенный подход. Всего выделяем четыре стадии этой модели: 1) либерализация политической жизни, 2) демонтаж отжив институтов - составных частей прежней политической системы, 3) демократизация общественно-политической жизни страны; 4) принятие мер по "ресоциализации" граждан, то есть до положительного восприятия ими новых ценностей и политической системы, которая заново создается. Считаем, что эта модель ориентирована прежде всего на политическую сферу жизни общества, на ее переход из автократического до демократического состояния.

В рамках этой модели с точки зрения становления и развития институтов народовластия выделим следующие составляющие: а) становление качественного законодательства относительно организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; б) обновление избирательного и референдумного законодательства, в) внедрение политической и идеологического многообразия, многопартийности; г ) становления дееспособного гражданского общества; д) обеспечение стабильности конституционного строя, его дальнейшей демократизации; е) обеспечение конституционной законности; е) создание условий для развития различных форм собственности и их равной защиты со стороны государства; ж) ориентация правовой системы в защиту прав и свобод человека и гражданина.

Этап, на котором сегодня находится Украина, как и другие постсоветские страны не "вписывается" по своим смысловыми характеристиками ни в классическую либеральную, ни в социал-демократическую или иную модель переходной государства.В сущности идеальной, классической модели и не может быть. Но важен демократический вектор развития государства и общества, ориентация на европейские ценности с учетом отечественного опыта. Главное - не допустить тоталитарных методов функционирования государственной власти.

В переходный период право, как и государство, имеет свои особенности, отличающиеся от правовых систем, которые развиваются в обычных условиях. Достаточно четко это проявляется в сфере регламентации институтов народовластия. В частности, за годы независимости Украины было принято уже несколько законов о выборах народных депутатов Украины, Президента Украины, в местные советы. Это законодательство все время меняется, новелизуеться, характеризуется нестабильностью. Его применение ведет к возникновению значительного количества государственно-правовых конфликтов, в которые вовлекаются различные ветви государственной власти, структуры гражданского общества, политические партии. Это особенно проявилось во время проведения избирательной кампании по выборам Президента Украины 2004 г., когда в разрешение конфликта были задействованы все структуры высших органов власти, особенно Верховная Рада и Верховный Суд Украины.