Управление Ростехнадзора по Калужской области

Гарантии обеспечения статуса народного депутата Украины. Часть вторая

Гарантии деятельности народных депутатов

Организационные гарантии деятельности народных депутатов Украины главным образом связаны с обязанностями соответствующих должностных лиц по созданию условий для деятельности представителя народа Украины. Пункт 3 ст. 26 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» устанавливает, что государство гарантирует народному депутату Украины необходимые условия для эффективного осуществления им депутатских полномочий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, обязаны обеспечивать условия для осуществления народным депутатом Украины своих полномочий в пределах и в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, а общественные организации и политические партии могут способствовать ему в этом.

Организационные гарантии деятельности народных депутатов Украины, в целом предусмотренные статьями 28 и 29 закона. Так, к ним можно отнести: выделение специальных дней и времени для работы с избирателями- предоставления отдельного технически оснащенного служебного кабинета в Верховной Раде Украины, должно позволять возможность размещения в нем также и практичную-ка-консультанта народного депутата Украины- оборудование служебного кабинета народного депутата Украины персональным компьютером с подключением к информационным сетям и услугами электронной почты- обязательства местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении народному депутату Украины, избранному по одномандатному избирательному округу, технически оснащенного служебного помещения на соответствующей территории для работы с избирателями, а народному депутату, избранному в многомандатном избирательном округе, по его заявлению - в областном центре, районах, городах области, которые закреплены за его фракцией (группой)- беспрепятственное и бесплатное пользование правительственным и другими видами связи, которые есть в наличии органов государственной власти и местного самоуправления- возложение обязанности на местные государственные администрации и органы местного самоуправления содействовать и организовывать проведение встреч народного депутата Украины с избирателями и их отчетов- освобождения народного депутата Украины на время исполнения полномочий от призыва на военную (альтернативную) службу, а также от призыва на учебные (проверочные) и специальные сборы и т. д.

Материальные гарантии деятельности народных депутатов Украины устанавливаются с целью создания финансовых условий для деятельности парламентария. Важно подчеркнуть, что такие гарантии - это не беспочвенны льготы, которые существенно улучшают условия жизни народного депутата Украины, они являются оплатой сложной, напряженной, интенсивной и ответственной деятельности парламентариев. Закон Украины «О статусе народных депутатов Украины» предусматривает следующие виды материальных гарантий деятельности представителей народа Украина: установление народному депутату Украины и его помощнику в Верховной Раде Украины ежемесячного должностного оклада, надбавок и доплат согласно законодательству (статьи 33, 34)- уравнение народного депутата Украина в вопросах материального и социально-бытового обеспечения с членами Кабинета Министров Украины- выплата командировочных расходов при выполнении поручений Верховной Рады Украины и работы с избирателями за пределами города Киева в установленное для этого время- возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий в размере месячной заработной платы народного депутата Украины, которая не подлежит налогообложению (ст. 32)- право на получение одноразовой денежной помощи для создания надлежащих жилищных условий (ст. 35) и т. д.

Наиболее детально определенными в законодательстве Украины есть гарантии трудовых прав народного депутата Украины, имеющей важное значение для деятельности политика в современных условиях. Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» содержит их в отдельной главе 4 Раздела II. В частности, к ним на сегодняшний день относятся: зачисление времени работы народного депутата Украины в едином законодательном органе Украины в стаж государственной службы, а также в общий и непрерывный стаж работы (службы) по специальности, стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок к заработной платы и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, и др.- присвоении первого ранга первой категории государственного служащего- предоставление права получения по окончании полномочий народного депутата Украины, а также в случае досрочного их прекращения по личному заявлению предварительно занимаемой должности или работы, а в случае невозможности - зачисление в резерв кадров Главного управления государственной службы Украины- выплата на период трудоустройства после окончания срока полномочий материальной помощи в размере заработной платы с учетом всех доплат и надбавок, которые получают действующие народные депутаты Украины, но не более одного года- иные гарантии согласно статьям 20, 21 закона.

Особое значение для защиты (охраны) лица народного депутата Украины имеет институт депутатской неприкосновенности, что подтверждается его конституционным закреплением. Неприкосновенность народных депутатов Украины включает депутатский индемнитет (часть вторая статьи 80 Конституции Украины) и иммунитет (часть третья статьи 80 Конституции Украины).

Депутатский индемнитет предусматривает, что народный депутат Украины юридическое не ответственен за свои высказывания и результаты голосования в процессе исполнения им обязанностей в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление и клевету. Практика установления депутатского индемнитета существует во многих странах, однако в некоторых из них его объем является иногда больше, чем в Украине. Так, депутаты могут освобождаться от ответственности за любые высказывания в законодательном органе, что объясняется привилегией «свободы слова» парламентария.