Управление Ростехнадзора по Калужской области

Предпосылки и необходимые условия реформирования государственного механизма Украины

Одновременно с принятием Закона "О внесении изменений в Конституцию Украины" на том же пленарном заседании 8 декабря 2004 Верховная Рада Украины предварительно одобрила проект Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" (№ 3207-1), который содержит изменения по совершенствованию системы местного самоуправления в Украине.  Согласно положениям этого законопроекта должны быть расширены полномочия органов местного самоуправления, предусмотрено создание их исполнительных органов на областном и районном уровне, ликвидированы местные государственные администрации в районах, изменен статус областных государственных администраций, которые являются представителями исполнительной власти в соответствующей административно-территориальной единице, увеличен срок полномочий сельских, поселковых, городских голов до пяти лет.

У этого законопроекта есть как свои сторонники, так и непримиримые критики. Но неоспоримый позитив есть - обеспечение полновластия местного самоуправления одно из условий вхождения Украины в Европейское сообщество, будет способствовать экономическому росту нашего государства.

Подытоживая итоги этапа конституционной реформы в Украине, можно констатировать, что реформирование украинского общества выполнялась во всех сферах общественной жизни: экономической, политической и социальной, в частности, осуществлен переход от административно-командной к рыночной социально ориентированной экономики- обеспечен принцип разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, сформированы соответствующие демократические и судебные органы государственной власти в Украине признается и гарантируется местное самоуправление, обеспечивается его развитие- принято Основной закон государства - Конституция Украины, сформирована система права независимого демократического государства- внедряется в жизнь конституционный принцип, согласно которым человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Определяющая роль в реформировании украинского общества принадлежит политической, или, как еще ее называют, - государственно-правовой реформе. Главными видами или направлениями государственно-правовой реформы является: парламентская, административная, судебно-правовая и муниципальная.

Целью парламентской реформы является обеспечение эффективного выполнения Верховной Радой Украины всех возложенных на нее функций: законодательной, представительной, учредительной и контрольной. До сих пор не реализовано три из четырех положений, которые были одобрены народом Украины на Всеукраинском референдуме в 2000 г.Это вопрос об уменьшении общего количества народных депутатов с 450 до 300, формирование двухпалатного парламента и ограничение депутатской неприкосновенности.

Вопрос уменьшения количества лиц в парламенте Украины не является сложным. Нет никаких нормативов, которые бы связали парламента с населением или размером территории государства. Так, например, количество двухпалатного парламента Франции составляет 900 человек (579 депутатов Национального собрания и 321 член Сената), Конгресс США состоит из 535 человек - 435 депутатов палаты представителей и 100 сенаторов 12, с. 374, 454. Как видим, в США, населением которых втрое превышает население Франции, количественный состав на 40 меньше, чем во Франции. Относительно нынешнего состава Верховной Рады Украины - 450 народных депутатов - то он достался нам в наследство от прежней Верховной Рады УССР, никакого научного обоснования именно такого ее количества нет. Нужно лишь желание и политическая воля народных депутатов, количественный состав Украины отвечал воле украинского народа, высказанной на Всеукраинском референдуме.

По реформированию Верховной Рады Украины в двухпалатный парламент, то здесь нет единого мнения. Во многих научных публикациях исследованы некоторые вопросы создания в Украине двухпалатного парламента.