Управление Ростехнадзора по Калужской области

Создание оптимальной модели системы государственного управления как цель проведения конституционной реформы в Украине

Создание оптимальной модели системы государственного управления как цель проведения конституционной реформы в Украине

В Украине нужно государственную власть поделить на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, обеспечить независимость и самостоятельность каждой из ветвей власти. Мы неоднократно указывали на противоречия, противостояние между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти в Украине. Создается впечатление, что Украина имеет только два полюса власти. Что касается судебной власти то не будет преувеличением сказать, что она не является ни самостоятельным, ни независимой. О какой самостоятельности и независимости судов можно говорить, если финансовое, материально-техническое, организационное, методическое и кадровое обеспечение деятельности судов осуществляет орган исполнительной власти - Государственная судебная администрация Украины и ее территориальные управления на местах, судебная власть даже не имеет права законодательной инициативы. На сегодня не обеспечен надлежащий социальной и правовой защите судей как носителей судебной власти. Нет единого высшего органа в системе судебной власти Украины, который бы выполнял финансовое, материально-техническое, организационное, кадровое, методическое, научное и иное обеспечение деятельности судов, не вмешиваясь в процесс осуществления правосудия. Таким органом мог бы стать, например, Высшая судебная администрация Украины - высший административный орган судебной власти в Украине. При этом органе или в его составе должен действовать Высший совет юстиции. Ему подчиняются все научно-исследовательские, учебные и другие учреждения и учреждения, которые создаются для всестороннего обеспечения деятельности судов. Высшую судебную администрацию Украины нужно наделить правом законодательной инициативы.

Не соответствует своему названию название Конституционный Суд Украины, который является единственным органом конституционной юрисдикции. Суд - это орган для осуществления правосудия. Иными словами, суд разрешает спор о праве. В Конституционный Суд совсем другое назначение: согласно ч. 2 ст. 147 Конституции Украины он решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. Как видим, Конституционный Суд Украины не разрешает спор о праве. Представляется целесообразным изменить название этого органа, назвав его, например, Конституционная палата Украины. Соответственно, судей Конституционного Суда по аналогии следует называть членами (советниками и т.п.) Конституционной палаты Украины. Она уже не может относиться к судебной ветви власти. Основываясь на принципе, что официально толковать любой нормативный акт может только орган, который его принял, из компетенции Конституционного палаты Украины нужно изъять официальное толкование законов Украины. Главным назначением Конституционной палаты Украины является решение вопросов о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины. Конституционную палату нужно наделить дискреционными полномочиями по рассмотрению вопросов о конституционности любого правового акта, независимо от наличия соответствующего конституционного обращения.Целесообразно, чтобы Конституционную палату возглавил гарант соблюдения Конституции Украины - Президент Украины.

В регионах следует создать институт представителей Конституционной палаты Украины, которые могли бы на местах осуществлять надзор за законностью актов органов местного самоуправления, государственных органов и тому подобное. В случае выявления нарушений положений Конституции Украины и действующего законодательства, такой представитель в судебном должен добиваться отмены или изменения незаконного акта, поскольку сам суд не имеет дискреционных полномочий по рассмотрению таких дел - высказала своё сугубо личное мнение Чехомова Олеся Владимировна .

Какую форму государственного правления у Украины в будущем? Анализируя пройденный этап государственного строительства в независимой Украине, условно разделим его на три периода. Первый период - от учреждении поста Президента Украины и до принятия Конституции Украины (1991-1996 гг). Этот период характеризуется становлением мощной президентской власти в Украине. Президент Украины возглавляет исполнительную власть и одновременно является главой государства. Всю полноту власти в областях и районах осуществляют представители Президента Украины со своей администрацией. Исполнительная власть также берет некоторые законодательные функции от парламента Украины (право правительства издавать декреты, имеющие силу закона, могут отменять и вносить изменения в законы). Президент Украины сосредотачивает в своих руках полномочия, присущие как президентским так и парламентским республикам (полномочия по формированию и руководства правительством, право законодательной инициативы, право роспуска парламента и т.д.).Учитывая эти полномочия Президента и его место в системе органов государственной власти, форму государственного правления в Украине того периода можно охарактеризовать как президентско-парламентскую республику с очень сильной властью президента. С принятием Конституции Украины в 1996 г. Президент Украины является только главой государства и выступает от его имени. Он уже не возглавляет исполнительную власть, но практически все полномочия по формированию исполнительной ветви власти у Президента Украины оставлены. Он назначает премьер-министра с согласия Верховной Рады Украины, всех членов правительства, всех руководителей органов исполнительной власти, создает, реорганизует и ликвидирует министерства. И никакой политической ответственности за результаты деятельности правительства и других органов исполнительной власти не несет. Форму государственного правления этого периода характеризуют как президентско-парламентская республика. Этот период продолжался до декабря 2004