Управление Ростехнадзора по Калужской области

Изменения в Конституцию Украины 1996 года: прогресс или кризис конституционализма?

П. Стецюк

В статье прослеживаются попытки внесения изменений в Конституцию Украины, критически анализируются положения Закона Украины "-О внесении изменений в Конституцию Украины"- от 8 декабря 2004 года.

Сегодня в Украине тяжело найти политико-правовую проблематику, которой бы уделялось сколько много внимания, как вопросам реформирования системы органов публичной власти. -Последние пять-шесть лет тема т.н. «-Конституционной реформы»-, а вместе с ней и вопрос внесения определенных изменений в действующий Основной Закон стали предметом оживленного обсуждения не только в «-коридорах власти»- (в частности в парламенте, или аппарате главы государства), но и среди политиков, деятелей культуры, широких слоев населения. -Эта проблематика, в той или иной мере, нашла свое отражение и в ряде работ современных украинских ученых-правоведов, в частности Ю.П. Битяк, Ю. М. Грошев, Л.Т. Кривенко, М.П. Орзиха, В.Ф. Погорилка, Ю.М. Тодики, М.В. Цвика, В.М. Шаповала 1, с. 303-323, 2, 3, 4, с. 490-601- 5. -22-73, 160-232. -При этом, отдельно стоит отметить, что непосредственно сами вопросы изменения конституции государства вообще как таковой, независимо от временных или пространственных рамок поставленной проблемы, - всегда были в эпицентре науки государственного (конституционного) права. -Об этом свидетельствует, с одной стороны немалая научное наследие в этой сфере зарубежных и отечественных ученых, которые фактически стояли у истоков современного европейского конституционализма (Жан Есмен, Георг Еллинек, Станислав Днистрянский, Леон Дюги, Ганс Кельзен, Николай Коркунов, Морис Ориу, Николай Палиенко ), с другой же - целый ряд работ современных зарубежных конституционалистов, как Мирослава Граната, Жан-Поля Жакки, Веслава Кшидло, Андрея Медушевский, Талии Хабриев, Андраша Шайо и других 6, 7, с. 107-120, 8, с. 33-39, 454-463- 9, с. 95 104, 10, 11, с. -45-56. -При этом, ученые всегда волновал вопрос логики самого конституционного процесса.Они старались дать ответ на вопрос: «-дийcно конституционализм развивается в соответствии с жесткими законами, или фактически остается в мире хаоса и непредсказуемости, случайного изменения под воздействием противоречивых тенденций 10, c. -7. -Ведь, если принятие обществом рациональной модели конституционализма является положительным фактором в его развитии, то чем можно объяснить возвращение в отдельных случаях назад (вплоть до тоталитарных форм правления). -Как совместить, с одной стороны потребность максимального обеспечения стабильности (неизменности) основного закона государства, а с другой - его логическое развитие в свете общественного прогресса? -Когда же с остальными действительно наступает «-момент пересмотра конституции»- и что может быть «-его предметом»- 8, c. -111-113? -Все это вместе, а также понимание реальности тех угроз для национальной государственности украинского народа, которые могут скрываться в преждевременных (не до конца непродуманных, не достаточно обоснованных и т. д.) изменениях Конституции Украины 1996 года, предоставляют задекларированной выше проблеме чрезвычайно актуальное значение .

Принята 28 июня 1996 года Конституция Украины провозгласила наше государство суверенным, демократическим, социальным и правовым (ст. 1), а человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признала высшей ценностью в Украине (ч. 1 , ст. -2. -При этом, носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве был назван украинский народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1, ст. 5), признана действие в Украине принципа верховенства права, а высшую юридическую силу предоставлено непосредственно самой Конституции Украины (ст. -8. -Отдельно отмечалось, что в Украине признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 7), а государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ч. 1, ст. -6. -Саму же систему организации государственной власти по Конституции 1996 года, обычно с определенной степенью условности, было названо близким к т.н. смешанной модели президентско-парламентской республики (по крайней мере, так неоднократно утверждалось в Украине как на официальном, так и на научном уровнях 1, с. -303.