Управление Ростехнадзора по Калужской области

Президент как четвертая ветвь власти

Д. Белов

В статье исследованы особенности правового статуса Президента Украины, которые основываются на нормах Конституции Украины.  -Автор обращает внимание на взаимоотношения между главой Украинского государства и органами законодательной и исполнительной ветвей власти. -Высказана идея о принадлежности президента к четвертой ветви власти.

Принятие Основного Закона - одна из самых главных событий политической и правовой жизни любого государства. -А учитывая политическую ситуацию последних лет, для Украины это особенно важное событие. -Однако, принятие Конституции не только решило ряд политических и правовых проблем, но и поставило перед государством и обществом новые. -Одной из них является конституционное закрепление правового статуса института Президента Украины и его роли в механизме осуществления государственной власти.

Анализ положений Конституции Украины свидетельствует, что правовой статус института Президента достаточно сложный. -По-разному оценивают его такие отечественные ученые, как В.Ф. Погорилко, М.В. Цвик, В.В. Копейчиков, Л.Т. Кривенко, Ю. С. Шемшученко, Ю.М. Тодики. -Они исследуют юридическую природу института Президента, его роль в механизме осуществления государственной власти, его взаимоотношения с другими государственно-правовыми институтами 1, с. -34.

Обратимся к положениям действующей Конституции Украины. -Согласно статье 102, Президент Украины является главой государства, выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. -В ст. -6 Основного Закона Украины закреплено положение о том, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и соответственно законам Украины. -Согласно ст. -75 Конституции "-единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины"-. -В статье 113 Конституции установлено, что Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти и что он является ответственным перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины.

Как видим из приведенных статей Основного Закона и из названий разделов: "-Верховная Рада Украины"-, "-Президент Украины"-, "-Кабинет Министров Украины. -И ведомства "-, институт Президента Украины не принадлежит ни к органам исполнительной, ни в органы законодательной власти. -В связи с этим возникают вопросы: для чего создан институт Президента в политико-правовой системе Украины и какую роль он играет в механизме осуществления государственной власти?

Обращение к классической формуле разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную позволяет сделать вывод, что институт Президента Украины в том виде, как это закреплено в Конституции Украины, непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. -Вместе с тем анализ содержания его правового статуса свидетельствует, что Президент имеет достаточно широкие полномочия в сфере нормотворчества, в области контроля за деятельностью органов исполнительной власти и в других сферах государственно-правового строительства.

Возникает вопрос: если этот институт не принадлежит ни к одной из трех закрепленных Конституцией ветвей власти, а по своей правовой природе является органом именно государственной власти, то какую же роль и функции в механизме государственной власти он выполняет?