Управление Ростехнадзора по Калужской области

Европейский Союз: направления внешней политики в свете принятия договора о Конституции для Европы

Европейский Союз: направления внешней политики в свете принятия договора о Конституции для Европы

О другой составляющей внешней политики Европейского Союза, то Совместная внешняя политика и политика безопасности ЕС составляют его отдельную, вторую "сопротивления", которая сейчас особенно активно развивается, превращаясь в самостоятельный и важный компонент деятельности организации.

Договор о Европейском Союзе довольно обще формулирует сферу общей внешней политики и политики безопасности (СЗППБ).Согласно ч. 1 ст. 11 Договора "Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, руководствуясь при этом следующими целями: защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с уставными принципами ООН- укрепление безопасности Союза всеми возможными способами- обеспечение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского Заключительного Акта и целей Парижской хартии, включая те, которые касаются внешних границ, содействие международному сотрудничеству- развитие и консолидация демократии и законности, определение основных прав и свобод человека ".

Верной является мнение, что "общая внешняя политика и политика безопасности занимает двоякое положение в Европейском Союзе. С одной стороны, СЗППБ - отдельная сфера деятельности Союза, в рамках которой он наделяется специальной компетенцией. Кроме того, это один из структурных компонентов данной организации - вторая опора Европейского Союза "4, с. 180.

Непосредственно в сферу СЗППБ входят любые вопросы международных, внешних отношений, которые не охватываются внешней компетенцией Европейского Сообщества, т.е., в первую очередь, поддержания международного мира и безопасности, с постепенным формированием общей оборонной политики государств-членов ЕС.

В ч. 2 ст. 11 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что государства-члены должны активно и открыто поддерживать внешнюю политику и политику безопасности Союза на принципах лояльности и солидарности (взаимопомощи). То есть, "государства-члены должны работать сообща, укрепляя и развивая взаимную политическую солидарность. Они должны воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза или способны ослабить его эффективность как единственной силы в международных отношениях ". (П. 2 ч. 2 ст. 11 Договора о Европейском Союзе).

Особенности правового регулирования СЗППБ ЕС на современном этапе заключаются в отсутствии возможностей принятия нормативных актов обязательного характера и "представляют собой ту сферу, в которой государства-члены координируют внешнеполитическую активность путем наработки общей позиции и, которая потом позволяет им выступить единым фронтом в международных организациях или на международных конференциях "2, с. 74.

Конкретные правовые инструменты достижения основных целей в области СЗППБ предусмотрено в ст. 12 Договора о Европейском Союзе. В частности, к таким инструментам относятся: "- определение принципов и основных направлений общей внешней политики и политики безопасности- - определение общих стратегий- - согласование совместных действий- - согласование общих позиций- - укрепление систематического сотрудничества между государствами-членами в политической сфере".

Для формирования внешнеполитической стратегии сотрудничества Украины с Европейским Союзом, важно четко уяснить правовую природу и практические возможности применения этих инструментов СЗППБ, которые представляют особый интерес и с позиции теории международного права.

Согласно ч. 1 ст. 13 Договора о Европейском Союзе, "Европейский Совет определяет принципы и общие направления общей внешней политики и политики безопасности, включая вопросы защиты". То есть, принципы и основные направления, как и другие решения Европейского Совета, не является по своей правовой природе нормативными или индивидуальными актами, но способны осуществлять серьезное влияние на деятельность институтов и государств-членов Союза, и является, своего рода, "программой внешней политики, которая определяет общий курс в международных делах Европейского Союза, в целом, и каждого государства-члена, в частности. В соответствии с принципами и основными направлениями должны приниматься конкретные внешнеполитические демарши, которые осуществляются органами Союза и всех государств-членов "4, с. 182.