Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственно-правовые гарантии защиты иностранных инвестиций

бесплатная раскрутка сайта

Государственное управление инвестиционной деятельностью в Украине осуществляется с целью поощрения и эффективного привлечения иностранного капитала в экономику страны и представляет собой распорядительную и исполнительную звена соответствующих государственных органов по делам внедрение системы допуска капитала, установления благоприятного правового режима и условий инвестиционной деятельности.

Для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, которые реализуются в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

Законами Украины могут определяться территории, на которых деятельность иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований гарантии национальной безопасности государства.

Органами государственного управления общей компетенции, в полномочия которых входит управление инвестиционной деятельностью, является Кабинет Министров, местные органы самоуправления и государственные администрации. Общие функции государственного управления этой сферой осуществляет Президент Украины. Только в последнее время принято целый ряд Указов Главы государства по вопросам инвестиционной деятельности в экономических зонах в ряде регионов Украины, в том числе в Закарпатье. В свою очередь Кабинет Министров Украины согласно компетенции обеспечивает проведение инвестиционной политики и осуществления внешнеэкономической деятельности. Правовой статус местных государственных администраций определенный Законом Украины от 9 апреля 1999 «О местных государственных администрациях» 1. В пределах своих полномочий последние осуществляют в установленном порядке регулирования инвестиционной деятельности (например, регистрируют иностранные инвестиции, контракты о совместной инвестиционной деятельности, заключают договоры (контракты) с субъектами предпринимательской деятельности относительно условий реализации инвестиционного проекта, осуществляют контроль за инвестиционной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, вносят в установленном порядке в соответствующие органы предложения по привлечению иностранных инвестиций для развития экономического потенциала территории и т. п.).

Следовательно, государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности путем установления системы налогов, налоговых ставок и льгот. За последние годы механизме государственного управления этой сферой постоянно менялся, но так и не был урегулирован.

В свое время, с целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики Украины и обеспечения реализации государственной политики в этой сфере Указом Президента Украины от 8 августа 1995 была создана Украинская государственной кредитно-инвестиционной компании «Госинвест Украины». Указом Президента Украины от 25 марта 2000 упомянутая компания была ликвидирована. Указом Президента Украины от 10 августа 1998 было создано Национальное агентство Украины по вопросам развития и европейской интеграции, которое имело статус центрального органа исполнительной власти. Основной задачей Агентства было обеспечение проведения единой государственной политики в сфере поощрения и привлечения иностранных инвестиций. Однако в связи с проведением административной реформы оно ликвидировано.

Таким образом, можно констатировать: особенностью государственного управления инвестиционной деятельностью в Украине является отсутствие единого центрального органа исполнительной власти, что негативно влияет на стратегию поощрения и привлечения иностранных инвестиций.

Формирование инвестиционной политики в любой принимающей стране осуществляется посредством принятия инвестиционного законодательства. Именно в специальном внутреннем законодательстве закрепляются основополагающие принципы и подходы государства относительно предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций и прав ее владельцев. Практика поощрения и привлечения иностранных инвестиций показывает, что их объем зависит от уровня гарантий защиты и правового механизма их обеспечения, которые предусматриваются законодательством принимающей страны. Правовые гарантии иностранных инвестиций, которые непосредственно влияют на международный инвестиционный процесс, на приток капитала в принимающие страны, составляют основу инвестиционного законодательства всех без исключения стран. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных отношений. Вот почему этому вопросу в Законе Украины от 19 марта 1996 «О режиме иностранного инвестирования» посвящен отдельный раздел, в котором предусмотрены виды и содержание государственных гарантий защиты иностранных инвестиций. Среди них - гарантии в случае изменения законодательства, ведь проблема стабильности правового режима иностранных инвестиций является центральной проблемой обеспечения тех юридических гарантий, которые предоставляет принимающая страна. Мировая практика также идет путем предоставления инвесторам гарантий, прежде всего, на случай принятия в стране законодательства, ухудшает условия инвестирования.

Гарантии в случае изменения законодательства, предусмотренные ст. 8 Закона «О режиме иностранного инвестирования», содержание которой таково: если в дальнейшем специальным законодательством Украины об иностранных инвестициях будут изменяться гарантии защиты иностранных инвестиций, указанные в разделе II настоящего Закона, то в течение десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, указанные в этом Законе. Итак, буквальное толкование содержания указанной статьи дает основания к выводу о том, что постоянство предыдущего правового режима для иностранного инвестора гарантируется законом только в случае изменения специального законодательства Украины об иностранных инвестициях. То есть, законодатель прямо определил круг правовых актов, относительно которых действует предусмотрена гарантия. Отсюда следует, что в течение десяти лет не будет применяться только специальное законодательство, меняет и ухудшает гарантии защиты иностранных инвестиций. Еще одним обязательством государства является предоставление гарантий принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.

Закон «О режиме иностранного инвестирования» среди принудительных изъятий вспоминает национализацию и реквизицию. Согласно ст. 9 этого Закона, иностранные инвестиции не подлежат национализации. Последняя по инвестиционным законодательством всех стран СНГ рассматривается как исключительный, принудительную меру государства, применение которого возможно только при наличии двух условий: на основании закона и с полным возмещением владельцу имущества, его стоимости и понесенных убытков. Аналогичный правовой механизм этого вида принудительного изъятия инвестиций предусмотрено законодательством Венгрии, Польши, Словакии. Что касается реквизиции как сплатного изъятие имущества, то ее применение также запрещено законом. Она возможна только в случае осуществления спасательных мероприятий, перечень которых предусмотрен законом, с полным возмещением при этом стоимости имущества и причиненного ущерба. Указанные принудительные изъятия является основанием для прекращения права собственности на имущество, а согласно ч. 1 ст. 55 Закона Украины «О собственности» собственник может быть лишен права собственности на свое имущество только в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. Поэтому предусмотрено инвестиционным Законом делегирование права принимать решения по реквизиции иностранных инвестиций органами, уполномоченными на это Кабинетом Министров Украины, на мой взгляд, не согласуется как с требованиями Конституции Украины, так и Законом «О собственности» и нормами международного права и взятым Украиной международным обязательствам, по которым принудительные меры в отношении собственности иностранных инвесторов допускаются лишь на основании законов. Следовательно, решение о лишении права собственности иностранного инвестора должен принимать только законодательный орган.