Управление Ростехнадзора по Калужской области

Режим лицензирования валютных операций. Часть третья

Филиалы банков

Филиалы банков могут работать только при наличии и в пределах письменного разрешения, предоставленного банком. Банки, филиалы банков осуществляют банковскую деятельность в порядке, определенном Законом «О банках и банковской деятельности», нормативно-правовыми актами Национального банка, и согласно им разработанными уставами, внутренними положениями банков. Филиалы банков осуществляют банковские и другие операции согласно положению о филиале, на основании банковских лицензий и письменных разрешений, полученных банками, и только при наличии и в пределах письменного разрешения, предоставленного банком.

Генеральные лицензии (письменные разрешения) выдаются коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям Украины на осуществление валютных операций, не требующих индивидуальной лицензии, на весь период действия режима валютного регулирования. Уполномоченные банки и другие кредитно-финансовые учреждения, получившие генеральную лицензию НБУ на осуществление операций, связанных с торговлей иностранной валютой, имеют право открывать на территории Украины пункты обмена иностранных валют, в том числе на основании агентских соглашений с другими юридическими лицами-резидентами. Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для ее осуществления. Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» содержит перечень операций, которые требуют индивидуальной лицензии. Операции с валютными ценностями могут осуществляться банками при наличии банковской лицензии и при условии получения письменного разрешения Национального банка.

Декрет также устанавливает, что порядок и сроки выдачи лицензий, перечень документов, необходимых для получения лицензий, а также основания для отказа в их выдаче определяются НБУ, а отказ в выдаче им лицензии может быть обжаловано в суд или в хозяйственный суд.

Национальным банком Украины принято также ряд актов, регулирующих специальные вопросы предоставления банковских лицензий на отдельные виды деятельности, в частности:

- На осуществление инвестиций за границу - - на открытие юридическими лицами-резидентами Украины счетов в иностранных банках (Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий на открытие юридическими лицами-резидентами Украины счетов в иностранных банках, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 5 мая 1999 г. № 221)-

- На экспортные, импортные и лизинговые операции-

- На вывоз банкнот иностранных государств.

Название последнего вида лицензии может вызвать возражения, поскольку вывоз банкнот не является видом деятельности, а по своему характеру является индивидуальной действием и поэтому имеет потребовать индивидуальной лицензии. К тому же на ввоз банкнот иностранных государств Национальный банк выдает не лицензию, а специальное разрешение, которое является еще одной разновидностью разрешений.

Еще одной проблемой действующего законодательства о лицензировании валютных операций является то, что ч. 2 ст. 5 Декрета предусматривает выдачу генеральных лицензий в случаях, не требующих индивидуальной лицензии, т. е. вводит определенный приоритет индивидуальной лицензии, вопрос о выдаче которого должен рассматриваться первоочередно, почти во всех случаях. Это также означает, что все операции, которые требуют индивидуальной лицензии, не могут охватываться генеральной лицензией. Между тем некоторые из валютных операций уполномоченные банки осуществляют, практически нарушая данную норму Декрета, например, приобретение иностранной валюты за иностранную валюту на международных валютных рынках, перевод валютных ценностей за границу, размещение депозитов в иностранных банках и др. На мой взгляд, одного лишь определение генеральных и индивидуальных лицензий недостаточно - законодательство должно содержать перечень операций, которые требуют каждый из этих видов лицензий, что позволило бы устранить коллизионные ситуации при их предоставлении. Кроме того, считаю необходимым: четко установить объективные критерии предоставления того или иного вида лицензии, письменного разрешения- ввести особые сроки и придать характер специальных разрешений для выдачи лицензий на операции с золотом и другими драгоценными металлами, а также с ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте.

Необходимо также усовершенствовать общий порядок выдачи лицензий на осуществление валютных операций и предоставить ему приоритетное значение относительно специальных видов лицензий на осуществление определенных операций, т. е. в случаях, когда необходимо осуществить конкретную валютную операцию, для которой не предусмотрена выдача индивидуальной лицензии, должен действовать общий порядок (например, в случаях залога валютных ценностей или расчетов в иностранной валюте на территории Украины и др.).

Согласно ст. 5 указанного выше Декрета индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции- банки же действуют на основании лицензий и письменных разрешений. Уполномоченные банки могут покупать и продавать иностранную валюту, как по поручению клиентов, так и от собственного имени для собственных нужд (например, при осуществлении инвестиций за пределы Украины). Однако при совершении сделки от своего имени банк практически не выступает в роли банка как посредника, а осуществляет операцию практически как субъект предпринимательской деятельности - резидент. Индивидуальную лицензию в подобных случаях банк не получает, а действует на основании генеральной лицензии, письменного разрешения. По своей сути это не соответствует требованиям действующего законодательства. На мой взгляд, в законодательстве следует указать, что получение генеральной лицензии дает право уполномоченному банку осуществлять валютные операции, требуют индивидуальной лицензии.

Выводом из приведенных рассуждений является необходимость совершенствования и более четкой формулировки законодательства о лицензировании в банковской в целом и валютной, в частности, сферах. Кроме того, требуют решения вопроса об эффективности системы выдачи валютных лицензий (так, генеральную лицензию сейчас получают почти все зарегистрированные банки) и правовые последствия как выдачи, так и невыдачи лицензии и др.